Сразу оговорюсь, что способов изображения цветов придумано множество и никто не запретит придумать свой собственный. В рисовании можно всё, и чем реже мы оглядываемся на внушаемые с детства «законы» правильного изображения, тем становимся свободнее (привет ДХШ).
Сегодня не буду говорить про декоративно-прикладное искусство, это отдельная глобальная тема.
Ботаник из меня уже не получился, не хватило терпения и усидчивости.
Поэтому пара слов исключительно про акварельную живопись, где можно замаскировать собственные косяки и криворукость под вдохновенные акварельные приёмы.
Правило первое. Рисуй только то, что умеешь. А то, к чему не знаешь, как подступиться, не трогай, пропускай. На этом месте можно развести туман или замутить загадочные разводы. Это даст шанс создать красивую работу, достойную выставки, даже самому начинающему художнику.
Вы спросите, а как же тогда научиться тому, что не умеешь? Учиться будем на отдельных листках и в маленьких эскизах. В рисунках, которые никому не покажем.
Правило второе. Рисование цветка лучше начинать с предварительного карандашного рисунка на отдельном листе. В этой зарисовке постараться разобраться, откуда какие лепестки растут, как устроено соцветие, можно пересчитать лепестки, подумать над их изгибами и изломами.
Но в большой работе лепестки пересчитывать вредно, если их больше пяти штук в соцветии.
Опять же, я не про ботаническую живопись. Там ботаники считают каждый лепесток и трудятся над ним в поте лица.
Где грань между ботаникой и просто живописью? Конечно, она размыта. Но от этой грани, этой линии соприкосновения двух стилей, лучше держаться подальше, иначе получится либо халявная ботаника, либо замученная живопись.
Закончив предварительные зарисовки и перейдя к основной работе, наступает время себя «отпустить». Пусть рука сама нарисует только те листья и лепестки, которые поняла и запомнила.
Важно. В изображении цветов отчётливо различаются два подхода:
либо это портрет цветка, либо цветочная композиция.
Рисуя портрет цветка, придётся отказаться от большинства деталей и предметов, окружающих этот цветок, от изображения драпировок, вазы, в которой он стоит, заднего плана. При этом цветок не обязан быть один, их может быть три и пять. Велико искушение добавить в такую работу что-нибудь ещё, но этого лучше остерегаться. Чем больше деталей добавляется к портрету цветка, тем ближе эта работа оказывается к линии соприкосновения с другим стилем , с цветочной композицией.
Цветочная композиция - это натюрморт. Здесь можно изобразить фоны, драпировки, вазу , осыпавшиеся лепестки и т.д. Но тогда не стоит много внимания уделять устройству самого цветка. Здесь можно больше обобщать, пренебрегая деталями, что позволит избежать перегрузки.
Граница между «портретом цветка» и «цветочной композицией», конечно тоже размыта. Безопаснее держаться от неё как можно дальше, сделав выбор в пользу одного из способов.
Иначе есть риск получить картину обо всём и ни о чём, перегруженную деталями и лишённую идеи. Хотя есть гениальные художники, умеющие создавать картины «на границе» стилей. Но это их опыт и личная победа.
Какой стиль предпочесть, портрет или композицию, во многом зависит от изображаемых цветов. Если цветок сложный, например роза или пион, можно выбрать портрет. Но и цветочные композиции из сложных цветов тоже имеют право на существование.
А вот если перед вами полевые ромашки или какая другая мелкотравчатая растительность, о портрете цветка речь не пойдёт, здесь уместнее цветочная композиция.
Хотя некоторые художники справляются и с этой задачей. Например, рисуют портрет одинокой ромашки и её вычурную тень.
Приступая к изображению цветов, надо подумать о выборе фактуры бумаги. На крупнозернистой типа торшон лучше получатся «шершавые» и пушистые цветы. Такие как сирень, черёмуха, цветы рябины, таволга.
На гладкую бумагу акварель ляжет чище. Цветы получатся нежнее, лепестки прозрачнее, краски не проявят склонность к грануляции (конечно, если не брать те, которые специально созданы ради грануляции). Для большинства цветов я предпочитаю гладкую бумагу, но это моё личное мнение и ощущение.
Но самое главное в жизни цветов - это освещение. Цветы не могут существовать без света как в природе, так и в живописи. Поэтому осветите свои цветы, приступая к работе.