Когда мы видим на улице машину с правым рулем, то не без оснований считаем ее принадлежащей иной культуре. Японские и английские машины несут в себе остатки островных традиций и воинственного мышления. Не верите? Мы вам сейчас это докажем!
Античность дала старт
В Древнем Риме конные повозки ездили по левой стороне дорог, чему есть археологические свидетельства. У обнаруженной не так давно старой дороги, ведущей от раскопанной археологами древнеримской каменоломни в Англии, колея с левой стороны была разбита сильнее, так как повозки, груженые булыжником, оказывали более сильное влияние на эту часть дороги.
Торговцам и мирным путешественникам в древнем мире было все равно, с какой стороны пути ехать, а вот конным воинам жизненно важно было приближаться к противнику с правой стороны, ведь сильной и обученной правой рукой было удобнее колоть и рубить. Поскольку завоевательные походы во многом повлияли на ход истории и на контуры современных границ, то самые эффективные правила, приемы, привычки и обычаи военных активно закреплялись в культуре во время коротких промежутков мирного времени.
С рыцарских времен
Вспомните только рыцарские турниры! Именно по левой стороне вдоль изгороди скакали навстречу друг другу европейские рыцари в сверкающих доспехах, сжимая копье в правой руке. Поскольку традиционно на лошадь садятся с левой стороны, то и все конные путешественники начинали движение с левой стороны и заканчивали движение, ссаживаясь на левой обочине.
Англия очень долго была не только самой авторитетной страной в Европе, но и обладала обширным законотворческим влиянием во всех сферах жизни. Во второй половине 18 века в Англии уже были изданы первые законы, предписывающие ездить по левой стороне дорог. Английские правила и нормы укоренялись везде, где оказывался солдат Ее Величества. Левостороннее движение стало применяться по привычке и впоследствии оказалось закреплено на законодательном уровне в английских колониях, которые теперь известны в качестве независимых стран — это Индия, Пакистан, Индонезия, Австралия.
Островная обособленная культура
Что касается Японии, то без воинственных всадников тут тоже не обошлось. Военное сословие самураев с течением времени выработало традицию для конных воинов с мечами: разъезжаться положено правыми боками.
- Во-первых, в случае дорожного конфликта на почве внезапно возникших неприязненных отношений можно было сразу выхватить меч правой рукой и нанести оппоненту разящий удар.
- Во-вторых, если надо было мирно двигаться дальше, то самураи могли спокойно разъехаться, не задевая друг друга своим снаряжением и холодным оружием, которое торчало, как правило, на полтора метра именно с левой стороны.
К концу 17 века левостороннее движение по дорогам перестало быть традицией среди культурных подданных императора Японии, и превратилось в норму закона. Также поговаривают, что к этому могли приложить руку и английские дипломаты, которые в то время были очень активны в Японии.
Вот вам противоположный пример, который подтверждает правило: Корея, которая очень долго была под японским влиянием, в 1946 году сменила насажденное ей в свое время воинственными потомками самураев левостороннее движение на правостороннее.
Что касается самой Японии и Великобритании, то эти островные государства, которые всегда старались беречь свои традиции и даже немного дистанцироваться от обычаев остального мира, до сих пор рьяно поддерживают на своих территориях издревле сложившееся правило передвигаться по левой стороне дороги.
Как видим, существующее в некоторых странах левостороннее движение на автомобильных дорогах имеет очень старые национальные традиции, тесно переплетенные с военными походами и доминированием военной элиты в древнем обществе.
Читайте также:
Как подготовить автомобиль к осени: 8 лайфхаков, которые пригодятся каждому водителю
Правда ли, что новые автомобили «запрограммированы» на поломки после гарантийного срока?