На днях основные спортивные паблики облетела новость: Анастасия Зинина, 15-летняя перспективная фигуристка, была отчислена из академии "Ангелы Плющенко" за "нарушение спортивной дисциплины". В последующих комментариях для ТАСС сам Евгений Плющенко уточнил что виной такому громкому решению - вмешательство родителей в тренировочный процесс. У Зининой была травма, после которой она еще не восстановилась, но по настоянию родителей ездила тренироваться на другой каток, к чужим тренерам и выполняла там ту работу, к которой была не готова.
С позиции тренера я бы сказала что такие ситуации категорически недопустимы. Приведу такой пример: никто не любит когда лезут в их дело. У каждого спортивного родителя, даже самого одержимого, есть еще какая-то своя работа, каждая мама гимнастки и фигуристки имеет специальность. И вот представьте что в вашу работу начинают нагло, систематически вмешиваться и, что самое неприятное - делать это за вашей спиной. Например, вы бухгалтер и кто-то из сотрудников, не имея на то полномочий, мутит что-то в вашем налоговом приложении. Или вы переводчик- и кто-то начинает переводить кусками текст за вас, удалив оригинал. И так далее... с тренерской работой то же самое. Родителям бывает трудно осознать грань этой профессии, где при весьма тесном эмоциональном контакте ваш ребенок совершенно не друг и не родственная душа своему наставнику, а "материал", "кусок работы", который нужно привести к определенным задачам. Когда над "проектом" начинает работать слишком много людей, без опыта и образования - провал почти неминуем.
Но давайте посмотрим на ситуацию с немного другой стороны. Если вы настроены сделать из своей дочки чемпионку, то этот настрой должен на 100% совпасть с настроем вашего тренера. Это и есть тот пресловутый "тандем тренера и родителей" - когда все смотрят в одну сторону и- внимание!- каждое движение каждой из сторон направлено в сторону грядущей победы вашей талантливой девочки. Но, в реальности, согласитесь, иногда бывает трудно понять так уж ли заинтересован тренер именно в победе и именно вашей крошки. Есть девочки, которых выбирают, ставят на них и ведут, как могут, выжимая максимум, на какой способна мощь той школы, где она тренируется. В любой группе, в любом возрасте есть лидеры. Но также имеется очень много девочек, которые "как бы сбоку", которым по-хорошему давно пора ставить новые программы, усложнять контент, которых нужно вывозить на соревнования и как-то вести их "в ногу со временем", чтобы не отставали от конкуренток аналогичного года рождения. И вот в этой ситуации получается, что желания родителей и тренера как бы расходятся. То есть родители исправно выполняют свою часть работы: вовремя привозят на тренировки, покупают всё необходимое, оплачивают дополнительные занятия, сборы и всё, что нужно оплачивать и в общем землю рыть готовы чтобы как-то поднять спортивные результаты и двигаться дальше. Чего не всегда скажешь о тренерском штабе: фокус внимания там может прийтись на какую-то другую девочку, или группу девочек, с которыми делают всё то, чего так не хватает вашей - учат новые элементы, ставят новые композиции и тд. На вопрос "почему", опытные мамы тут же ответят сами, голосом тренера: "потому что нам говорят что мы не готовы".
И что же делать? Получается замкнутый круг. С одной стороны родители выполняют все свои обязанности и соблюдают спортивную дисциплину: привозят, отвозят, скидываются, покупают, вовремя сдают и тд. С другой стороны в этом союзе не все стороны рьяно и често выполняют свою работу, это приходится признать - время идёт, конкуренты растут, их нужно догонять. И для того, чтобы догнать, нужны эти самые новые элементы, новые программы, выезды на соревнования - но всё разбивается о "вы не готовы". Реагировать на такие новости можно двумя способами. Первый - это способ бесконечного доверия тренеру. То есть полностью покориться судьбе, ничего не выдумывать, никуда не лезть, продолжать вовремя приходить на тренировки, вовремя сдавать и оплачивать и ждать своего часа. И я хочу сказать, что этот метод может показаться "грустненьким", но мой богатый опыт в закулисье детско-юношеского спорта показывает его парадоксальную результативность. В какой-то момент освобождается место: это же спорт. И с каждым сезоном количество детей в старших разрядах уменьшается. Любимчики уходят, ломаются, перестают быть звонкими и лучистыми и раздраженный тренер стреляет глазами по залу, лихорадочно прикидывая что дальше, и натыкается на прилежный "середнячок", исполнительную трудяжку, отлично зарекомендовавшую себя годами в зале, вашу дочку. И начинает с ней работать "уже по-взрослому". И так как эта девочка ходит в зал много лет, тренируется по правильной технике, выполняет разряды, не пропускает ОФП и находится в хорошей форме - опытному тренеру нужно совсем немного времени и усилий чтобы сделать из неё что-то стоящее. Я правда знаю много таких историй - как девочки из "второго состава" ездили на Олимпийские игры, как за 3 недели собирали программу для юношеского кубка Мира и как "во взрослые" каждый сезон в определённых видах спорта выходят какие-то новые лица, которых в юниорах никто не успел рассмотреть.
Но есть и другой вариант - вы исправно, без пропусков посещаете тренировки, сдаёте, скидываетесь и оплачиваете .... и годы идут, из вашей группы кто-то выбивается и начинают ездить на международные соревнования, получает Мастеров, ваша девочка заканчивает школу, поступает в университет, стремительно теряет конкурентоспособность даже на самых простых соревнованиях, остается хорошим человеком, не имеет проблем со здоровьем (заметила, этот фактор любят выделять мамы таких девочек, чтобы на чаше весов оставить хоть что-то), и уходит так ничего и не достигнув. Хотя могла бы. Но так получилось. Ну не сложилось.
Я думаю, некоторым такой сценарий не нравится. И если была цель "стать чемпионкой", то надо за неё бороться. Потому, уже как мама, не как тренер, я прекрасно понимаю родителей Анастасии Зининой - невероятно талантливой и харизматичной девочки, прыгающей два четверных тулупа! Когда было приложено много сил (мы ведь даже представить не можем сколько) , была выработана правильная стратегия, которая привела эту девочку к первому месту на Первенстве Москвы среди юниоров 13-19 лет с рекордными 209,05 баллами. А дальше что-то пошло не так. Ледяные боги доступно разбирает что именно в своей статье, датированной еще ноябрём 2021.
Выводы, таким образом, уже не вполне однозначны. С одной стороны, никакое материнское сердце не выдержит зрелища "тонущего корабля". Когда ваша подававшая надежды, или даже не успевшая подать, но наделённая необходимым потенциалом, очень классная, способная девчонка лишена возможности работать так, как надо, отстает от конкуренток с каждым сезоном и ваш тренер по какой-то причине не делает ничего, чтобы изменить ситуацию. Хватать и бежать, "спасать тройные" (выражение одной знакомой мамы), спасать ту форму, в какой дочка была ранее, учить новое - это совершенно нормальная, закономерная реакция родителей, пусть без спортивного образования, но имеющих вполне конкретные спортивные цели касательно своего ребенка. "Дать дочке развиваться"- в этом желании нет ничего плохого. Но иногда это желание может принимать непродуктивные формы, может вредить. Иногда остаться на месте и ждать - более выигрышная стратегия, чем "метания от тренера к тренеру". Никогда не знаешь как именно поступить будет лучше всего. От принятого решения может зависеть вся дальнейшая жизнь. Потому амбициозным родителям нужно учиться принимать правильные решения. Учиться трезво оценивать обстановку. Анализировать информацию. Уметь пользоваться этой информацией. Складывать адекватную картину происходящего. Когда все тренировки происходят за закрытой дверью - это очень сложно. Но, об этом поговорим в следующих статьях.
Яна Инатаева, 2022