Найти тему
IQ Media

Будущее российского образования: интервью ректора ВШЭ

© Высшая школа экономики
© Высшая школа экономики

Будущее российской системы образования, конкуренция вузов за таланты и международное сотрудничество в новых реалиях: эти и другие темы в беседе с корреспондентом ТАСС на полях ПМЭФ-2022 обсудил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Собрали основные тезисы из интервью.

О выходе России из Болонского процесса

Россия приняла решение о присоединении к Болонской системе только в 2003 году. Мы вошли в эту зону одновременно с Андоррой, Албанией, Ватиканом. После этого решения мы довольно существенно поменяли свой закон об образовании. Сейчас, по прошествии времени, мы ощущаем, что у этих изменений были как положительные, так и негативные стороны. Чтобы в полной мере их оценить, нужно провести серьезную аналитическую работу, и она уже начата университетским сообществом.

Что точно значит выход России из общеевропейской системы образования, так это то, что мы должны строить свою суверенную систему высшего образования, ориентируясь на конкуренцию за талантливых ребят со всего мира с другими системами образования.

Об отказе от ЕГЭ

ЕГЭ никак не связан с Болонской системой, и когда говорят о том, что выход из общеевропейской системы высшего образования связан с отказом от ЕГЭ — это, конечно, не так. Про ЕГЭ существует довольно много мифов, но истина в том, что это наша собственная, не навязанная стране форма проверки знаний абитуриентов, а одно из ключевых достижений этого экзамена — практически полностью искорененная коррупция при приеме в вузы, существовавшая в 90-е годы. Конечно, ЕГЭ не может быть совершенным во всем, по ряду параметров существующую систему приема в вузы можно улучшить, но делать это нужно исключительно на базе серьезной аналитики, делать крайне аккуратно, не уходя в крайности.

О конкуренции на мировом рынке образования

В получении образования у нас сейчас заинтересованы представители 130 стран. Чтобы к нам приезжала талантливая молодежь со всего мира, нужно, чтобы система высшего образования в России была им понятна. То есть если ты учишься в Китае в школе и планируешь получать высшее образование в России, то ты должен понимать, чему ты научишься у нас и как потом сможешь применить полученные знания. В Китае, кстати, тоже есть разделение на бакалавриат и магистратуру, хотя их образовательная система и не входит в общеевропейскую зону высшего образования.

О международном сотрудничестве

По своей инициативе мы ни с кем не хотим разрывать научные отношения. Мы все равно будем рассказывать и делиться нашими научными исследованиями, которые в России проводятся.

Общаясь с образовательными организациями из недружественных к России государств, мы видим, что на профессоров, работающих в западных университетах, оказывается колоссальное давление, чтобы они не вели дел с нашими профессорами. Они к нам обращаются с просьбой меньше публиковать информации об этих взаимоотношениях в публичном пространстве. Но при этом сами они не хотят разрывать отношения с нами, им интересна Россия, они готовы с нами сотрудничать.

О миссии университетов

Что же тогда сейчас дает обучение в университете? Университеты, прежде всего, становятся сейчас инструментом формирования среды для молодых людей, местом, где они способны сами создавать свою собственную траекторию обучения. И этому тоже нужно учить. В школе сейчас этого не делают, и, видимо, без специалистов по детской педагогике в этом вопросе нам не обойтись.

Что дает Вышка своим студентам? Именно эту особую среду, гибкость в процессе обучения, возможность выбора каждым студентом своей образовательной траектории, участие в исследовательских проектах, поддержку профессиональных преподавателей.

Это и есть актуальное направление в обучении студентов: дать возможность выбора и профессиональную поддержку. То есть наша задача создать среду, в которой ты сможешь взять нужные знания, а какие они будут, решать студентам.

Об онлайн-курсах

ВШЭ — это лидер среди университетов по количеству обучающихся по онлайн-курсам. Большое количество слушателей прошло через них за время пандемии. Нашими курсами воспользовались студенты многих российских университетов в момент, когда нужно было оперативно получить качественное образование в онлайн-формате.

У каждой онлайн-платформы есть свои сильные и слабые стороны, поэтому как держатели контента мы взаимодействуем со многими платформами и увеличиваем их число. Так, на этом форуме мы заключили соглашение с еще одной, уже новой технологической платформой на базе ВК и ее дочерней компании Skillbox. Теперь там также будут размещаться образовательные продукты ВШЭ.

Наши курсы есть и на "Национальной платформе открытого образования", учредителями которой мы являемся вместе с другими университетами, и на других платформах. Потребители во всем мире имеют возможность получить в Высшей школе экономики качественное онлайн-образование.

Читайте полный текст интервью на сайте ТАСС