Давайте разберёмся в тех специализациях, которые сейчас на слуху.
Верно ли, что если ребенок не говорит, то ему нужно не к логопеду, а к дефектологу?
Это не так - за речью нужно идти к логопеду!
Но не к любому, а к тому, кто специализируется на работе с безречевыми детьми.
Базово все логопеды умеют работать над корректировкой уже имеющейся речи, но если у ребёнка нарушение более сложное, то логопед должен обладать дополнительными знаниями и навыками.
Логопеды, которые запускают речь эффективно и с воспроизводимым результатом (у большинства своих учеников, а не у одного когда-то давно), чаще всего обучались методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной “Запуск речи неговорящих детей от нуля до фразовой речи” и владеют приемами ABA - Прикладного Анализа Поведения.
Перед визитом к логопеду, уточните у него, имеет ли он опыт работы с теми трудностями, которые есть у вашего ребёнка. Спросите, как он планирует работать.
Грамотный специалист в состоянии простыми словами объяснить стратегию работы, а результаты от занятий с ним будут видны достаточно скоро даже у детей с тяжелыми нарушениями.
Кто такой дефектолог и когда он нужен?
Дефектология — базовая специальность, включающая в себя 4 раздела специальной педагогики:
- логопедию;
- сурдопедагогику (работа с глухими и слабослышащими);
- тифлопедагогику (работа со слепыми и слабовидящими);
- олигофренопедагогику (работа с когнитивными нарушениями).
Но последнее время слово “олигофренопедагог”, видимо, из-за неблагозвучия все чаще заменяют на “дефектолог”.
Дополнительно к логопеду нужны дефектолог (олигофренопедагог) или АВА-специалист, когда у ребенка наблюдаются не только речевые проблемы, но и трудности когнитивного характера (снижение внимания, памяти, интеллекта, способности осознавать и контролировать свои действия и др.).
Может ли логопедом быть человек, у которого в дипломе написано — сурдопедагог, дефектолог (олигофренопедагог) или тифлопедагог?
Если он также прошёл обучение в логопедии - да.
Может ли логопед заниматься когнитивными нарушениями?
Если он прошёл дополнительное обучение в данной области - да.
Но в этом случае нужно запланировать более частые встречи — так как специалист будет работать над двумя разными задачами: формированием речи и академических навыков.
Кто такой АВА-специалист и как он соотносится с дефектологом?
АВА - Прикладной Анализ Поведения - пришёл в Россию не так давно, и пока в российском реестре такой официальной специальности нет. Тем не менее, АВА-специалисты сейчас очень востребованы.
Образование по Прикладному Анализу Поведения часто получают как дефектологи всех направлений, так и психологи, что, конечно же, очень сильно прокачивает их профессиональные навыки.
Более того, дополнительное образование в области АВА может получить любой человек с высшим образованием.
Обычно так поступают родители или другие родственники детей с особыми потребностями. И, начиная работать со своим ребёнком, они постепенно расширяют практику.
Мы знаем много прекрасных специалистов, которые имея первое непрофильное образование, отучившись дополнительно Прикладному Анализу Поведения, эффективно работают и ответственно продолжают свое образование, изучая те дисциплины, которые составляют основу педагогического, дефектологического и психологического образования.
Когда и кому стоит обращаться к поведенческому специалисту (АBA-специалисту)?
- Если у ребёнка есть поведенческие трудности, с которыми семья не может справится, например, агрессия или самоагрессия.
- Если у ребёнка есть системное отставание в развитии разных навыков — сотрудничества, коммуникации, игры, социально-бытовых.
- Специалисты по АВА также работают над развитием академических навыков, необходимых для успешной учебы.
Может ли ABA-специалист запустить речь?
Да, если он также учился на логопеда.
Резюмируя:
Главным специалистом, необходимым для запуска и развития речи ребенка, является логопед.
Это единственный специалист, профессионально обученный для того, чтобы научить ребенка говорить, т.е. коммуницировать при помощи рта.
Но для запуска речи у ребенка с серьезными речевыми нарушениями нужен не просто логопед, а тот, у которого запуск речи является специализацией.
Использование приемов и знаний ABA многократно повышают эффективность логопеда.
Логопедический центр “Территория речи” уже более 10 лет специализируется на запуске и развитии речи неговорящих детей. В своей работе наши логопеды обязательно используют подходы ABA и Денверской модели раннего вмешательства, а непосредственно запуск осуществляют по методике Татьяны Грузиновой.
За последние 10 лет по методике Грузиновой заговорили более 8 тысяч детей из 20 стран мира, у большинства из них присутствовали тяжелые речевые нарушения.
🎁 🎁 🎁 Хотите БЕСПЛАТНО получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков" от Татьяны Грузиновой, которые в своей работе используют наши логопеды?
Переходите по ссылке и на открывшейся странице выбирайте мессенджер, в который вы бы хотели его получить - мы вам его туда вышлем.
Причина, по которой нет речи, у всех детей разная. Где у конкретного ребенка сбой, может определить только логопед, специализирующийся на запуске речи.
Листайте дальше и переходите на сайт "Территории речи". Там можно записаться онлайн-консультацию, задать нам вопросы в мессенджерах и бесплатно получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков".