Найти тему
Территория речи

Логопед, дефектолог, ABA-специалист? К кому вести неговорящего ребенка?

Давайте разберёмся в тех специализациях, которые сейчас на слуху.

Верно ли, что если ребенок не говорит, то ему нужно не к логопеду, а к дефектологу?

Это не так - за речью нужно идти к логопеду!

Но не к любому, а к тому, кто специализируется на работе с безречевыми детьми.

Базово все логопеды умеют работать над корректировкой уже имеющейся речи, но если у ребёнка нарушение более сложное, то логопед должен обладать дополнительными знаниями и навыками.

Логопеды, которые запускают речь эффективно и с воспроизводимым результатом (у большинства своих учеников, а не у одного когда-то давно), чаще всего обучались методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной “Запуск речи неговорящих детей от нуля до фразовой речи” и владеют приемами ABA - Прикладного Анализа Поведения.

Перед визитом к логопеду, уточните у него, имеет ли он опыт работы с теми трудностями, которые есть у вашего ребёнка. Спросите, как он планирует работать.

Грамотный специалист в состоянии простыми словами объяснить стратегию работы, а результаты от занятий с ним будут видны достаточно скоро даже у детей с тяжелыми нарушениями.

Занятие в логопедическом центре "Территория речи"
Занятие в логопедическом центре "Территория речи"

Кто такой дефектолог и когда он нужен?

Дефектология — базовая специальность, включающая в себя 4 раздела специальной педагогики:

  1. логопедию;
  2. сурдопедагогику (работа с глухими и слабослышащими);
  3. тифлопедагогику (работа со слепыми и слабовидящими);
  4. олигофренопедагогику (работа с когнитивными нарушениями).

Но последнее время слово “олигофренопедагог”, видимо, из-за неблагозвучия все чаще заменяют на “дефектолог”.

Дополнительно к логопеду нужны дефектолог (олигофренопедагог) или АВА-специалист, когда у ребенка наблюдаются не только речевые проблемы, но и трудности когнитивного характера (снижение внимания, памяти, интеллекта, способности осознавать и контролировать свои действия и др.).

Может ли логопедом быть человек, у которого в дипломе написано — сурдопедагог, дефектолог (олигофренопедагог) или тифлопедагог?

Если он также прошёл обучение в логопедии - да.

Может ли логопед заниматься когнитивными нарушениями?

Если он прошёл дополнительное обучение в данной области - да.

Но в этом случае нужно запланировать более частые встречи — так как специалист будет работать над двумя разными задачами: формированием речи и академических навыков.

Занятие в логопедическом центре "Территория речи"
Занятие в логопедическом центре "Территория речи"

Кто такой АВА-специалист и как он соотносится с дефектологом?

АВА - Прикладной Анализ Поведения - пришёл в Россию не так давно, и пока в российском реестре такой официальной специальности нет. Тем не менее, АВА-специалисты сейчас очень востребованы.

Образование по Прикладному Анализу Поведения часто получают как дефектологи всех направлений, так и психологи, что, конечно же, очень сильно прокачивает их профессиональные навыки.

Более того, дополнительное образование в области АВА может получить любой человек с высшим образованием.

Обычно так поступают родители или другие родственники детей с особыми потребностями. И, начиная работать со своим ребёнком, они постепенно расширяют практику.

Мы знаем много прекрасных специалистов, которые имея первое непрофильное образование, отучившись дополнительно Прикладному Анализу Поведения, эффективно работают и ответственно продолжают свое образование, изучая те дисциплины, которые составляют основу педагогического, дефектологического и психологического образования.

Когда и кому стоит обращаться к поведенческому специалисту (АBA-специалисту)?

  1. Если у ребёнка есть поведенческие трудности, с которыми семья не может справится, например, агрессия или самоагрессия.
  2. Если у ребёнка есть системное отставание в развитии разных навыков — сотрудничества, коммуникации, игры, социально-бытовых.
  3. Специалисты по АВА также работают над развитием академических навыков, необходимых для успешной учебы.

Может ли ABA-специалист запустить речь?

Да, если он также учился на логопеда.

Резюмируя:

Главным специалистом, необходимым для запуска и развития речи ребенка, является логопед.

Это единственный специалист, профессионально обученный для того, чтобы научить ребенка говорить, т.е. коммуницировать при помощи рта.

Но для запуска речи у ребенка с серьезными речевыми нарушениями нужен не просто логопед, а тот, у которого запуск речи является специализацией.

Использование приемов и знаний ABA многократно повышают эффективность логопеда.

Логопедический центр “Территория речи” уже более 10 лет специализируется на запуске и развитии речи неговорящих детей. В своей работе наши логопеды обязательно используют подходы ABA и Денверской модели раннего вмешательства, а непосредственно запуск осуществляют по методике Татьяны Грузиновой.

За последние 10 лет по методике Грузиновой заговорили более 8 тысяч детей из 20 стран мира, у большинства из них присутствовали тяжелые речевые нарушения.

🎁 🎁 🎁 Хотите БЕСПЛАТНО получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков" от Татьяны Грузиновой, которые в своей работе используют наши логопеды?

Переходите по ссылке и на открывшейся странице выбирайте мессенджер, в который вы бы хотели его получить - мы вам его туда вышлем.

Причина, по которой нет речи, у всех детей разная. Где у конкретного ребенка сбой, может определить только логопед, специализирующийся на запуске речи.

Листайте дальше и переходите на сайт "Территории речи". Там можно записаться онлайн-консультацию, задать нам вопросы в мессенджерах и бесплатно получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков".