Найти тему
Архивариус Кот

«Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат»

Самая сложная (во всяком случае, для меня) часть «Мастера и Маргариты» - это Ершалаимские сцены. Я никоим образом не берусь анализировать их с богословской точки зрения, поскольку просто не обладаю нужными знаниями. К.М.Симонов назвал их «вершиной булгаковской прозы», и я не могу не согласиться с писателем.

С художественной точки зрения здесь совершенно практически всё. Удивительны описания, на которые как-то обычно не обращают внимания. Давайте вчитаемся и вслушаемся: «Грозу сносило к Мёртвому морю. Теперь уж можно было расслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды, низвергающейся по желобам и прямо по ступеням той лестницы, по которой прокуратор шёл днём для объявления приговора на площади. А наконец зазвучал и заглушённый доселе фонтан». Поразительно, как замечены эти «появления» звуков после общего шума бури!..

Но, конечно же, ещё выразительнее образы.

Анализировать образ Иешуа я, простите, не буду. И заранее прошу тех, кто издевается над романом и моим обращением к нему, не тратить силы – ни на один их выпад не отвечу. А не буду писать об Иешуа, потому что не считаю себя вправе касаться этой темы.

А вот образ Пилата – дело другое. Наверное, каждый (может быть, даже и не читавший романа) знает это описание: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Думаю, что практически все представляют грозного прокуратора именно так. И, наверное, глядя на исполнителей роли Пилата в самых разных постановках (даже и не по роману), мы ищем именно того, булгаковского, Пилата. И не всегда находим.

Понтий Пилат – конкретное историческое лицо. Указывают, хотя и приблизительно, даты его жизни: родился около 12 года до н. э. — умер после 37 года н.э. Таким образом, в момент казни Христа ему было около 45 лет. Поэтому, простите, никак не могу принять в роли Пилата К.Ю.Лаврова (хотя и очень любимого мной артиста): уж очень старым и немощным он выглядит. Другой «наш» Пилат, М.А.Ульянов, более совпадает с моим представлением об образе, хотя тоже, по-моему, староват (кто-то уже писал, что Ульянов – везде только Жуков, но я говорю о своём восприятии, а мне многое у него понравилось).

К.Ю.Лавров и М.А.Ульянов в роли Пилата
К.Ю.Лавров и М.А.Ульянов в роли Пилата

Но ведь Булгаков отнюдь не первым вывел этого персонажа! Несомненно, он опирался на существовавшие к тому времени художественные воплощения образа.

Знал, конечно, Булгаков знаменитую картину Н.Н.Ге «Что есть истина?» - для нас это классика, но при появлении на выставке Товарищества передвижников в 1890 году картина вызвала неоднозначную реакцию и по распоряжению Священного Синода была снята с экспозиции:

-3

В 1912 году К.Р. (великий князь Константин Константинович Романов) написал драму «Царь Иудейский», где действие «обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня воскресения Христова». Первым в списке действующих лиц указан «Понтий Пилат, прокуратор Иудеи». Христа среди действующих лиц нет – это пьеса о Нём, но без Него.

Интересно, что пьеса, как пишут исследователи, была категорически запрещена Святейшим Синодом к публичному показу из-за боязни превращения священной истории в «суетное развлечение». Напечатана впервые была в 1914 году. Мне довелось увидеть её на сцене Малого театра в 1990-ые годы (роль Пилата великолепно играл Я.П.Барышев) – впечатление было очень сильное.

Не единожды подмечена ещё одна деталь. В Евангелии от Матфея можно прочитать о Пилате: «Седящу же ему на судищи, посла к нему жена его, глаголющи: ничтоже тебе и Праведнику тому; много бо пострадах днесь во сне Его ради [Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него]». Жена Пилата Клавдия Прокула (в Евангелии она не названа по имени) в греческой, коптской и эфиопской церквах причислена к лику святых.

Греческая икона «Святая Прокула»
Греческая икона «Святая Прокула»

В пьесе К.Р. Прокула играет весьма значительную роль. Она очень заинтересована учением Христа, стремится побольше узнать о нём:

Рассудком, разумом хочу сознать я,

Чем покоряет Он себе сердца,

Какою силою их привлекает.

Откуда Он? Кто мать Его, отец?

Что знаешь ты про них?

Конечно, есть у К.Р. и рассказ Прокулы про «недобрый сон», где, идя за «светлым образом» Христа, она падает с «края бездны» в пучину. Есть и мольбы пощадить Иисуса:

Конечно, Понтий, ты не утвердишь

Их приговора. Может ли закон наш

Невинного карать!

…Сердце ноет,

Душа болит! О, как меня волнует

Суд, предстоящий Иисусу. — Понтий,

Будь твёрд на этот раз, я умоляю.

Картина А.Чизери «Ecce Homo [Се Человек]!» иллюстрирует фрагмент Евангелия от Иоанна: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: “се Человек!” Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: “распни, распни Его!” Пилат говорит им: “возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины”». А справа на картине - скорбящая жена Пилата:

-5

И в сцене пира, происходящего во время казни на Голгофе, Прокула не находит себе места:

Я чувствую, что острое железо

Гвоздей как будто в руки мне и ноги

Вонзается. В истерзанной груди

Моё смертельной мукой сердце рвётся.

Все помыслы и чувства все мои

Там, у Него, у страшного креста…

А здесь и этот смех, и эти речи!..

Уйти бы мне, чтобы не слышать их…

А затем - ремарка: «Ослепительная молния. Оглушительный удар грома. Подземный гул. Землетрясение. Стены и колонны колеблются». И именно Прокула в финале сцены объяснит всё:

Ужели вы не поняли ещё?

Ужель сердца у вас окаменели?

О, Понтий! Боязливо, малодушно

Ты Неповинного послал на смерть.

Знай, римский прокуратор Иудеи,

Наместник кесаря и друг его, -

Водою мира целого не смоешь

С себя ты той чудовищной вины!..

…Я верую! Мне сердце говорит:

Он испустил последнее дыханье.

Свершилось! - Господи, Его страданье

Грех мира дольнего да искупит!

У Булгакова Прокулы нет. Одиночество Пилата, разделяемое лишь верным псом, подчёркнуто и этим.

Сам прокуратор обрисован автором пьесы как человек, понимающий невиновность осуждённого, стремящийся спасти его, но испугавшийся последствий для себя, а потому сделавший свой выбор:

Я умываю руки в знак того,

Что неповинен я в крови невинной.

За Праведника вам держать ответ!

Муки совести Пилата в пьесе остаются как бы «за кадром»…

Продолжение следует.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

Путеводитель по статьям о романе здесь