Самая сложная (во всяком случае, для меня) часть «Мастера и Маргариты» - это Ершалаимские сцены. Я никоим образом не берусь анализировать их с богословской точки зрения, поскольку просто не обладаю нужными знаниями. К.М.Симонов назвал их «вершиной булгаковской прозы», и я не могу не согласиться с писателем.
С художественной точки зрения здесь совершенно практически всё. Удивительны описания, на которые как-то обычно не обращают внимания. Давайте вчитаемся и вслушаемся: «Грозу сносило к Мёртвому морю. Теперь уж можно было расслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды, низвергающейся по желобам и прямо по ступеням той лестницы, по которой прокуратор шёл днём для объявления приговора на площади. А наконец зазвучал и заглушённый доселе фонтан». Поразительно, как замечены эти «появления» звуков после общего шума бури!..
Но, конечно же, ещё выразительнее образы.
Анализировать образ Иешуа я, простите, не буду. И заранее прошу тех, кто издевается над романом и моим обращением к нему, не тратить силы – ни на один их выпад не отвечу. А не буду писать об Иешуа, потому что не считаю себя вправе касаться этой темы.
А вот образ Пилата – дело другое. Наверное, каждый (может быть, даже и не читавший романа) знает это описание: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Думаю, что практически все представляют грозного прокуратора именно так. И, наверное, глядя на исполнителей роли Пилата в самых разных постановках (даже и не по роману), мы ищем именно того, булгаковского, Пилата. И не всегда находим.
Понтий Пилат – конкретное историческое лицо. Указывают, хотя и приблизительно, даты его жизни: родился около 12 года до н. э. — умер после 37 года н.э. Таким образом, в момент казни Христа ему было около 45 лет. Поэтому, простите, никак не могу принять в роли Пилата К.Ю.Лаврова (хотя и очень любимого мной артиста): уж очень старым и немощным он выглядит. Другой «наш» Пилат, М.А.Ульянов, более совпадает с моим представлением об образе, хотя тоже, по-моему, староват (кто-то уже писал, что Ульянов – везде только Жуков, но я говорю о своём восприятии, а мне многое у него понравилось).
Но ведь Булгаков отнюдь не первым вывел этого персонажа! Несомненно, он опирался на существовавшие к тому времени художественные воплощения образа.
Знал, конечно, Булгаков знаменитую картину Н.Н.Ге «Что есть истина?» - для нас это классика, но при появлении на выставке Товарищества передвижников в 1890 году картина вызвала неоднозначную реакцию и по распоряжению Священного Синода была снята с экспозиции:
В 1912 году К.Р. (великий князь Константин Константинович Романов) написал драму «Царь Иудейский», где действие «обнимает неделю от торжественного входа в этот город Христа Спасителя до дня воскресения Христова». Первым в списке действующих лиц указан «Понтий Пилат, прокуратор Иудеи». Христа среди действующих лиц нет – это пьеса о Нём, но без Него.
Интересно, что пьеса, как пишут исследователи, была категорически запрещена Святейшим Синодом к публичному показу из-за боязни превращения священной истории в «суетное развлечение». Напечатана впервые была в 1914 году. Мне довелось увидеть её на сцене Малого театра в 1990-ые годы (роль Пилата великолепно играл Я.П.Барышев) – впечатление было очень сильное.
Не единожды подмечена ещё одна деталь. В Евангелии от Матфея можно прочитать о Пилате: «Седящу же ему на судищи, посла к нему жена его, глаголющи: ничтоже тебе и Праведнику тому; много бо пострадах днесь во сне Его ради [Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него]». Жена Пилата Клавдия Прокула (в Евангелии она не названа по имени) в греческой, коптской и эфиопской церквах причислена к лику святых.
В пьесе К.Р. Прокула играет весьма значительную роль. Она очень заинтересована учением Христа, стремится побольше узнать о нём:
Рассудком, разумом хочу сознать я,
Чем покоряет Он себе сердца,
Какою силою их привлекает.
Откуда Он? Кто мать Его, отец?
Что знаешь ты про них?
Конечно, есть у К.Р. и рассказ Прокулы про «недобрый сон», где, идя за «светлым образом» Христа, она падает с «края бездны» в пучину. Есть и мольбы пощадить Иисуса:
Конечно, Понтий, ты не утвердишь
Их приговора. Может ли закон наш
Невинного карать!
…Сердце ноет,
Душа болит! О, как меня волнует
Суд, предстоящий Иисусу. — Понтий,
Будь твёрд на этот раз, я умоляю.
Картина А.Чизери «Ecce Homo [Се Человек]!» иллюстрирует фрагмент Евангелия от Иоанна: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: “се Человек!” Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: “распни, распни Его!” Пилат говорит им: “возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины”». А справа на картине - скорбящая жена Пилата:
И в сцене пира, происходящего во время казни на Голгофе, Прокула не находит себе места:
Я чувствую, что острое железо
Гвоздей как будто в руки мне и ноги
Вонзается. В истерзанной груди
Моё смертельной мукой сердце рвётся.
Все помыслы и чувства все мои
Там, у Него, у страшного креста…
А здесь и этот смех, и эти речи!..
Уйти бы мне, чтобы не слышать их…
А затем - ремарка: «Ослепительная молния. Оглушительный удар грома. Подземный гул. Землетрясение. Стены и колонны колеблются». И именно Прокула в финале сцены объяснит всё:
Ужели вы не поняли ещё?
Ужель сердца у вас окаменели?
О, Понтий! Боязливо, малодушно
Ты Неповинного послал на смерть.
Знай, римский прокуратор Иудеи,
Наместник кесаря и друг его, -
Водою мира целого не смоешь
С себя ты той чудовищной вины!..
…Я верую! Мне сердце говорит:
Он испустил последнее дыханье.
Свершилось! - Господи, Его страданье
Грех мира дольнего да искупит!
У Булгакова Прокулы нет. Одиночество Пилата, разделяемое лишь верным псом, подчёркнуто и этим.
Сам прокуратор обрисован автором пьесы как человек, понимающий невиновность осуждённого, стремящийся спасти его, но испугавшийся последствий для себя, а потому сделавший свой выбор:
Я умываю руки в знак того,
Что неповинен я в крови невинной.
За Праведника вам держать ответ!
Муки совести Пилата в пьесе остаются как бы «за кадром»…
Продолжение следует.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
Путеводитель по статьям о романе здесь