Найти тему
ALFAVIT

«С места в карьер»

Москва. 1933г. В театре сатиры премьера пьесы «Вагон и Марион». Автор произведения, драматург Исидор Шток, вдохновлённый годовой командировкой журналистом на Магнитострое, описывает в пьесе перипетии начального этапа строительства и в том числе пуска в эксплуатацию первых экскаваторов.

Пути внедрения новых технологий производства на старте индустриализации в СССР – это пути преодоления собственной неопытности и технической неграмотности, заимствования чужого опыта, не всегда правильно поставленных задач, поиска решений через ошибки. Многое решал энтузиазм. На первых порах брали не умением, а числом. Количество постепенно перерастало в качество. Ярким примером такой производственной повестки, стала ситуация с приобретением для Магнитки и вводом в эксплуатацию американских экскаваторов Бьюсайрус и Марион.

Экскаватор Marion (обр. 1912г.)
Экскаватор Marion (обр. 1912г.)

Необходимо отметить, экскаваторы как тип землеройных машин, были в Советском союзе большим дефицитом и в нужном количестве полагались лишь стройкам особой важности. В это время в стране работало около 3-х десятков «Путиловцев» - машин дореволюционного выпуска, сделанных по лицензии фирмы «Bucyrus Foundry & Manufacturing Company». Эти агрегаты выпускались с 1903 по 1917гг. и своим количеством, а также техническим состоянием никак не могли гарантировать выполнение необходимых задач грядущей индустриализации. В связи с такой ситуацией, в 1929г. было принято решение о возобновлении выпуска «Путиловцев» по сохранённой технической документации на Ковровском механическом заводе, где весной 1931г. был сделан первый прототип. Однако экскаваторы требовались здесь и сейчас и как можно больше. Вновь выручила американская фирма, с которой начинали сотрудничество ещё в первые годы века.

Для понимания, стоит в общих чертах рассмотреть конструкцию типовой землеройной машины того времени. Итак, экскаватор или как иногда говорили, «паровая лопата», представлял собой по сути небольшой паровоз на железнодорожном или гусеничном ходу, со стрелой, цепными лебёдками и ковшом в его задней части. Команда обслуги состояла обычно из 3-4 человек: машинист (он же часто оператор ковша), слесарь-смазчик, кочегар. Если агрегат был на рельсовой основе, то ему прилагалась команда путейцев, которые вручную укладывали перед ним рельсы для движения. Более компактные экскаваторы были на гусеничном ходу, а железнодорожные отличались большими габаритами и производительностью, достигая массы до 60 - 70 тонн.

Итак, для ММК в 1931г. были куплены Бьюсайрусы на гусеничном ходу. До места назначения они доставлялись в разобранном состоянии, как бы сейчас сказали – в виде машинокомплекта. Для надзора за сборкой и эксплуатацией прибыл представитель фирмы-производителя мистер Дингвол. И сразу выявилась проблема – отсутствие крана для сборки столь тяжёлого и габаритного механизма. Никто и не подумал о такой необходимой «мелочи» как кран – довольно типичная ситуация того времени. Однако кран заменила решимость начальника только что образованного экскаваторного цеха Игнатова Алексея Васильевича, начать сборку вручную. Несмотря на протесты американской стороны и угрозы снять все гарантии с их продукта – начался монтаж с использованием нехитрого существующего и специального, тут же наскоро изготовленного, оборудования. Можно только представить все те проблемы, с которыми пришлось столкнуться, ведь масса некоторых узлов переваливала за тонны. И всё-таки в августе 1931г. экскаватор был собран! На всю работу ушло 3 месяца – за это время получили бесценный опыт монтажа, изготовили требуемую оснастку, написали инструкции. Такие темпы и полученный на выходе работоспособный агрегат поразили представителя фирмы Дингвола, не верившего в успех этого авантюрного предприятия. Восхищение американца выразилось вполне материально, он снял с себя медаль фирмы Бьюсайрус и вручил её начальнику экскаваторного цеха Игнатову, который отвечал за сборку. Такое признание дорогого стоило! Следующие машины собирались уже в более сжатые сроки. Такой стиль работы стал характерен для всех сфер производства в Магнитогорске – с места в карьер, сходу, практически без подготовки. Нужно признать, что при всех минусах работы этим почти авральным способом, пробился, как цветок сквозь бетонные плиты, один плюс. Этот вновь приобретённое достоинство – суровая закалка первых пятилеток, позволившая выдержать нужные темпы производства в будущие нелёгкие военные годы…