Чемпионка Европы-2020 Алена Косторная последние пару сезонов пребывает в состоянии творческого и профессионального поиска. Она дважды поменяла тренера, не раз экспериментировала с программами. Отдельная графа экспериментов Алены — внешний вид, начиная от цвета волос и заканчивая экстраярким макияжем и образами на льду.
Значительная часть этого опыта приходится на платья Косторной в исполнении дизайнера Алены Куклычевой. Еще полтора года назад она была известна только как автор гимнастических купальников, но после ставшего легендарным зеленого платья для Александры Трусовой (версии Евгения Плющенко) всерьез обосновалась в модной среде фигурного катания.
Корреспондент РИА Новости Спорт поговорила с Куклычевой о том, почему стиль Косторной можно описать словом “огонь”, насколько тренер фигуристки вовлечена в создание ее костюмов, и что будет с рынком спортивных нарядов после того, как из России ушли ведущие производители страз.
— Я ей для шоу сшила уже три платья — синее, голубое и красное. Синее было к номеру на песню Севары "Там нет меня". Мы поменяли его на голубое, потому что тренеру (Елене Буяновой. — прим.ред.) не понравился цвет. У нее были пожелания, чтобы оно было более нежное, более летящее. Попробовали голубое.
— Тренер спросила: "Почему такой цвет?" Алена говорит: "Ну, решили синий". — "Получился цвет бортика". (смеется) Это вообще не в обиду, ироничная история, обычный рабочий процесс. Платье поменяли, сделали его более воздушным.
— Там шифон — ну тончайший. Платье сшито полностью из шифона, что вызвало дополнительную сложность. Он очень красиво выглядит и "летит", но не тянется. Засчет конструкции и открытой спины платье на Алену село, но в процессе было довольно рискованно. А еще шифон очень непрактичный, на 4-5 выходов на шоу еще нормально, а для соревнований не годится. На юбку отдельно пойдет, а когда есть натяжение хоть малейшее, есть вероятность, что швы начнут расходиться.
— В какой-то момент я Алене даже сказала, что надо обязательно приехать на примерку. Она просила показать платье, а я говорю, что показывать еще нечего. Мол, надо, чтобы ты приехала, мы померили, я продолжила, потому что нет смысла продолжать, если мы не уверены, что ты в этот нетянущийся шифон влезешь. Хотя Алена очень стройная! В тот же день она приехала. Померила. Говорит: "Да тут еще две меня влезет! Платье красивое!" — довольная такая.
— Синее платье мы как раз еще шили без ее участия. А вообще, конечно, она участвует. Я разговаривала с Еленой Буяновой лично, потому что буду шить костюмы на две новые программы следующего сезона, и мне нужно было избежать "сломанного телефона". Чтобы не Алена мне передавала, а сама тренер. Потому что у всех разные вкусы, и мне хотелось понимать, в чем тренер хочет видеть Алену. Я сразу уловила ее настроение. Что и вырез надо побольше, и ноги чтобы видно было. "Девушка взрослая, красивая, пусть все будет видно", — сказала Елена Германовна.
— Платье сшито, можно сказать, экстремально. Шестого числа Алена мне пишет — "У нас ЧП, нужно срочно платье под новый номер. Яна (Рудковская) сказала "должно быть как "Харли", только другое". Тоже красное, в таком стиле, но другое. Девятого июня она уже должна была выступать на шоу. То есть на это платье у меня были три дня и ночь.
— Один раз только я допоздна сидела, потом поняла, что успеваю, и просто каждый день работала по 12-14 часов.
— Со мной она всегда легкая и веселая. Складывается впечатление, что у нее все хорошо. Кто-то считает, что она заносчивая, вредная, но мне так совсем не кажется. Очень приятный позитивный человек. Достаточно открытая, не высокомерная. С ней очень комфортно.
— Совсем нет. С красным платьем было забавно. В самом начале работы я сказала ей, что времени у нас мало, боюсь не успеть. Она говорит: "Да как-нибудь на мне заколем, приколем булавками, ничего страшного". Она авантюристка такая немного. Позитивная, классная, веселая, и мне кажется, это и по выступлениям видно.
— Да, меня пригласили. Я туда пришла еще и платье новое отдавать, поэтому первое отделение сидела с ним на коленях очень близко к ведущим. Пишу Алене сообщение, мол, я здесь, как передать платье? Она же ни разу его готовое не надевала, а тут уже на лед выходить. У меня ответственность, переживаю, как все будет. Поэтому первое отделение я думала не о шоу, а о том, как бы скорее передать платье Алене, и чтобы оно на нее село как надо. Алена написала: передайте ведущим. Я подошла к Яне (Рудковской), она сказала отнести платье на охрану. И охрана в итоге передала его Алене. Я не знала, подошло ли, померила ли она его. И вот первый раз увидела его на ней, когда она уже выходила на лед. Веселая, в хорошем настроении, светилась прямо. Ну, думаю, значит все хорошо.
— Не только Алене. Всем, кто выступает перед публикой. Это их настроение, их уверенность в себе, их настрой в целом. Если у тебя прическа, макияж и костюм на высоте, а тут еще и зрители встречают восторженно, будешь просто летать и сможешь показать себя суперзвездой. Думаю, спортсмены очень зависимы от этих внешних факторов.
— Не знаю, насколько тут важен именно мой вклад. Я все же опираюсь на то, что хочет сама фигуристка, и предлагаю ей именно такие варианты. Но, наверное, есть какой-то свой почерк у каждого дизайнера. Первое платье к программе "Харли Квин" оставило заметный отпечаток на ее стиле. Аленины слова по поводу этого платья — "Мне другое не идет". К синему, например были некоторые вопросы, потому что оно отличается от всех наших других опытов. Это просто боди с пришитой к нему юбкой, немного задекорированное. Алене показалось, что оно ей меньше идет. Я поняла, что дело в конструкции.
— Сам крой. Это как в обычной одежде — шов у вас на платье может быть на спине, боковой или вообще по диагонали. Это не сильно влияет на внешний вид платья, потому что можно задекорировать конструкцию так, что никто не увидит ее. Но конструкция работает или на фигуру или против фигуры. Я пересмотрела все платья, в которых выступала Алена. Отметила для себя, в чем ей было лучше, в чем хуже. И исходя из этого двигалась в создании ее новых платьев.
Мы с ней просто нашли подход к тому, как посадить платье по фигуре — это и есть основа стиля Алены. Платье может выглядеть как угодно. На синее платье были очень хорошие отзывы, но Алене самой показалось, что оно ее полнит. Правда, это у всех спортсменок пунктик такой. "А в красном я красотка" — сказала она. У меня есть даже ее голосовое сообщение: "Платье — огонь!" Мне в принципе ничего больше и не нужно знать, это лучший отзыв.
— Да. Особенно в движении. Я всегда жду с нетерпением фотографии, потому что могу рассмотреть, как платье выглядит в разных ракурсах, свете, в динамике.
— Именно. На манекене не живое еще. Его можно оценить просто как платье, но не как платье для конкретной девушки. Тем более костюмы фигуристок раскрываются именно в движении. Я переживала за красное платье, потому что там один слой фатина на юбке всего — очень легкий. Я его совсем немного стразами украсила, не утяжеляя, потому что хотелось создать эффект мерцания в темноте — на шоу еще свет такой красивый. Живьем платье реально искрилось и юбка себя хорошо в движении повела.
— Боялась, вдруг она от ветра поднимется, прилипнет к телу и ее придется руками поправлять. С замиранием сердца за этим следила, но ничего такого не произошло. Я ее в мастерской, конечно, "помотыляла", посмотрела, как она смотрится в движении, но на льду все вообще иначе выглядит. На фото видно, что юбка и так, и сяк раскрывается, и ножки видны — просто круто.
— Да, я согласна. Вообще столько нюансов в работе, которые только опытным путем выясняешь. Сейчас у меня много возможностей их изучать, потому что за последний год заказов в фигурном катании стало больше, чем в художественной гимнастике.
— Да, это она меня погрузила в новый мир, спасибо ей за это большое. Это новая ниша, в которую я бы сама не полезла. Когда у тебя есть востребованность в своей нише, зачем идти куда-то еще? Это сложно, тяжело, нужно напрягаться, быть готовым к ошибкам и критике. Опыт с Сашей Трусовой меня, можно сказать, бросил в открытый океан, и я как собачка начала быстро грести, чтобы не утонуть. Это особенный мир, где все новое, а болельщикам настолько не все равно, в чем выступают их любимые спортсмены, что они тоже так или иначе влияют на это. Благодаря Саше я вышла из зоны комфорта, дальше нужно было только не переставать грести.
— Да, болельщики подарили. Девочка из Волгограда — она фанатка Саши. Ей очень понравилось это платье. Одна из тех, кто его хвалил, потому что многие ругали. (смеется) Ей вроде бы лет 16-17, молодая девчонка. Она меня спросила, можно ли нарисовать картину. Потом ее мама написала, что они хотят мне отправить в подарок. Получилось даже две картины. И так все это было тепло и искренне... А я же понимаю, что это все стоит денег, даже доставка. И просто перевела пять тысяч рублей по номеру телефона с благодарностью, чтобы она себе что-нибудь купила приятное и чтобы это покрыло доставку. То есть не было такого, чтобы они мне сказали "Мы вам за деньги нарисуем". У нее был порыв нарисовать, а у меня — отблагодарить. Они потом писали "Да вы что, зачем так много, мы вам вернем". Творческих людей обязательно нужно поощрять. Это ее первые шаги в творчестве, может, она начнет всерьез рисовать теперь. А если даже нет, просто так должно быть — добро возвращается добром.
— Шью платье в Японию девочке из сборной. Сейчас пока все в секрете, не могу рассказать подробности. Но на самом деле мне не важно, кому шить. Любое платье должно быть достойным — и у ребенка, и у топ-спортсменки. Люди платят за это деньги и хотят получить именно такое платье, о каком мечтают.
— Из материалов очень много что пропало, со стразами сейчас прямо беда. Ткань пока хоть как-то привозят. Будем искать пути, не хочется терять качество. Раньше мы работали с австрийскими стразами, сейчас они пропали совсем.
— "Сваровски" официально ушли из России, и все их дочерние предприятия тоже перестали привозить продукцию. Я покупала раньше у официальных дистрибьюторов в России "Сваровски" и "Стеллюкс", сейчас их нет. Поставок нет, и когда они возобновятся, никто не знает. С тканью проще, потому что есть несколько вариантов, где можно купить, и ее вроде ввозят. Я думаю, что ее ввозят через третьи страны. Итальянские ткани "Карвико" тоже приостановили поставки. Что касается заказов, то я не чувствую дефицита или каких-то других проблем.
— В целом, думаю, люди начали экономить. Во всем. Я по себе и своей жизни смотрю, что раньше могли себе позволить что-то, а сейчас думаем — лучше не нужно. Просто я работаю в таком сегменте рынка, где люди, наверное, в последнюю очередь начнут экономить. Или они вообще не будут экономить на костюмах, потому что это дети, это связано с их развитием, с образованием.
— Будем рассматривать аналоги "Сваровски". Немецкие. Они сделаны в Китае, но у них европейское качество. Австрийские стразы не единственные в мире, просто они лучшие, поэтому я раньше использовала в своих костюмах именно их.
— Все материалы подорожали на порядок. Это произошло в связи с ростом курса валюты. Сейчас доллар упал, он даже ниже, чем был до всей этой истории, но цены на материалы не опускаются почему-то. Камни — весомая часть стоимости производства костюма. И тут получается интересная ситуация, потому что мы вроде начнем использовать более дешевые стразы, что должно привести к удешевлению себестоимости, но по факту рост цены на остальные материалы это снижение перекрывает. Аренду нам пока не повысили, но есть тенденция, что осенью ее поднимут. Расходы на производство в целом, конечно, увеличились. Что делать с ценой, пока не очень понимаю.