На фоне рекордного укрепления российского рубля, аналитики опасаются начала “голландской болезни” в России. Рассказываем, что скрывается за этим термином и почему сильное положение национальной валюты не всегда идет на пользу государству.
В то время, как в России активно идет продажа углеводородов, мир наблюдает за укреплением российского рубля.
Такая ситуация, когда укрепление национальной валюты, вызванная ростом экспорта в сырьевой отрасли, отрицательно влияет на экономику государства, получила название “голландская болезнь”.
История понятия «голландская болезнь»
В 1959 году в голландской провинции Гронинген были открыты крупные залежи природного газа с общими запасами в 2,7 триллиона м³ газа (для сравнения на всех месторождениях ПАО «Газпром» 33 триллиона м³ газа). Вскоре под дном Северного моря нашли еще одно - вкупе эти месторождения с лихвой закрывали не только потребности самой страны, но и позволили наладить экспорт газа в соседние страны.
Месторождение в провинции Гронинген
Повышенная активность в добывающем секторе стала причиной увеличения потоков иностранной валюты, что укрепило курс нидерландского гульдена.
В начале все было прекрасно. У населения выросли доходы, что позитивно повлияло на спрос. Помимо этого, в стране увеличилось поступление импортных товаров.
Но вскоре местный рынок и промышленный сектор начали испытывать существенные проблемы из-за того, что голландцы стали чаще выбирать заграничные товары.
На фоне бурного роста добывающей промышленности наблюдалось значительное ухудшение положения населения и бизнеса, не связанного с добычей природного газа. Число сотрудников предприятий несырьевой сферы существенно уменьшилось, поскольку многие хотели работать на предприятиях, связанных с добычей природного газа.
В свою очередь, страдая от недофинансирования и падения спроса, "негазовые" предприятия стали сокращать сотрудников. Наступил застой и безработица. Инфляция рванула вверх.
Такой сценарий может реализоваться и в России.
Признаки «голландской болезни»
Среди симптомов «голландской болезни» отмечают:
- рост цен на сырье;
- увеличение темпов сырьевого экспорта;
- увеличение количества иностранной валюты в стране;
- усиление курса национальной валюты.
Доходы от добычи и экспорта ресурсов снижают ценность человеческого капитала. Государство сталкивается с «ресурсным проклятием».
Если эта ситуация для экономики страны становится характерной на длительный период, то снижается конкурентоспособность местной промышленности на мировом рынке.
Полученные государством деньги направляются преимущественно на поддержку предприятий добывающей сферы. По этой причине страна начинает ощутимо отставать в промышленном развитии.
Как правило, сырьевым рынкам присуща неустойчивость цен, что вызывает нестабильность в экономическом состоянии страны. В случае, когда доходы добывающей отрасли становятся слишком высоки, «недуг» лишь обостряется. А снижение цен может привести к девальвации.
Чем лечить?
Каждая страна применяет свои способы лечения. Но есть общие моменты, которые способствуют выходу из этой ситуации:
- снижение налогов для предприятий несырьевой сферы;
- увеличение налогов на экспорт ресурсов;
- контроль валютных поступлений из-за границы;
- контроль состояния национальной валюты;
- оказание господдержки секторам, пострадавшим от сырьевого бума.
Помимо этих мер, можно создать резервный фонд по примеру Норвегии. Согласно закону, средства этого фонда могут быть использованы только для вложения в международные активы. Такой подход позволил Норвегии стать одним из самых крупных мировых акционеров.
Чтобы обойти стороной последствия “голландской болезни”, российское правительство постепенно убирает факторы, которые ранее способствовали усилению нацвалюты. Однако несмотря на выработанную стратегию, курс рубля последние недели активно укрепляется.
Подписывайся на наш телеграм-канал - и будь в курсе последних новостей