Когда читал статьи 2004 года про одну из самых уникальных компактных фотокамер - Leica Digilux 2 (Panasonic LC1) - постоянно наталкивался на информацию о том, какой великолепный внутрикамерный JPEG на камере. Такой замечательный JPEG! Кто что со своими RAW-файлами не делал - не мог достичь аналогичного результата. Об этом же пишет Торстен Овергаард - неутомимый исследователь Digilux 2.
Я даже поверил всем этим публикациям. Нужно ли повторять здесь о том, что всегда и везде RAW лучше внутрикамерного JPEG? Leica Digilux 2 (Panasonic LC1) - не являются исключением из этого правила.
Что касается любви Торстена Овергаарда к внутрикамерному JPEG на обсуждаемой камере - так это от того, что он предпочитает в работе серийную съёмку. Digilux 2 (LC1) не предоставляет возможности серийной съёмки в RAW. Только JPEG.
Итак, беру свою Leica Digilux 2 и еду на природу опровергать миф о непогрешимости JPEG на этой фотокамере и доказывать, что RAW лучше JPEG. Главное - правильно его "готовить". Рецепт в конце статьи.
Кстати, Торстен Овергаард считает, что Digilux 2 показывает лучшие свои результаты на полностью открытой диафрагме F2.0-2.4. Матрица у фотоаппарата небольшая (2/3 дюйма), поэтому глубина резкости на открытой диафрагме может быть достаточной для многих фотозадач.
Вот что пишет Торстен Овергаард: "Вот хорошее правило: все объективы Leica предназначены для оптимальной работы в полностью открытом положении. Поэтому всегда держите Digilux 2 на f/2.0 (если только не слишком много света) и используйте для настройки только колесико затвора. Держите светочувствительность ISO 100, вот и все. Одно колесо для настройки, а остальную часть своей творческой силы потратьте на композицию и тайминг!"
Однако, чтобы использовать полностью открытую диафрагму в солнечный день мне понадобится понижающий переходник 69-67 мм (RISE (UK) - куплен на али) и ND-фильтр (Kenko PRO ND-4 (W) 67 mm - куплен на авито). Камера может обеспечить выдержку 1/2000 секунды, поэтому взял ND-фильтр посветлее. Не знаю, что бы сказал Торстен Овергаард о дополнительной стекляшке - другого выхода здесь нет.
Снимать будем в RAW+JPEG. Поэтому, сможем сравнить внутрикамерный JPEG от Leica с моим "творчеством" по добыче пикселей и цвета из RAW в программе ACDSee. Ссылка на исходные RAW-файлы с камеры и JPEG-файлы будет в конце статьи. Не знаю, увидите ли вы разницу на пережатых Яндекс-дзен фотографиях.
Галерея изображений с внутрикамерным JPEG
Галерея изображений добытых из RAW
Я не использовал простое усиление цвета, как можно подумать. На приведённых примерах видно, что на некоторых снимках была использована экспокоррекция, всегда коррекции подвергались баланс белого, тени, контраст. Была улучшена резкость, но здесь этого не видно.
Рецепт для ACDSee пока такой (для использования с ND-фильтром). Экспозиция +0,25eV; улучшение светов 50, контраст 8, тени +5, света -5, резкость 70, радиус 1. Остальное по нулям. Проверяем экспозицию, настраиваем баланс белого. Вроде ничего криминального, но снимок получается лучше, чем внутрикамерный JPEG. Естественно, ведь это коррекция снимка при постобработке на компьютере.
Лучше-хуже - подход, конечно, субъективный ;)
Можно спросить: "А как было на самом деле?" Где-то камера угадала и я лишь усилил результат, а где-то, как на кадре с шиповником, я восстановил цвет по своим воспоминаниям.
Некоторые промежуточные выводы
Влияния ND-фильтра Kenko PRO ND-4 (W) 67 mm на цветопередачу я не заметил. Цвета в порядке.
Возможно, система фокусировки будет работать хуже, чем без ND-фильтра - это понятно. Забавно, но при использовании ND-фильтра фокусироваться вручную становится удобнее с использованием ЭВИ (по увеличенному фрагменту с усилением сигнала).
Выигрыш от использования максимально открытых диафрагм есть. Уже при F2.0 на 28 мм в кадре приемлемая резкость. Даже при макросъёмке можно попытаться обойтись без серьезного диафрагмирования объектива (смотрите примеры в папке на Яндекс-диске). Картинка будет более воздушной, будет видно характер объектива.
Внутрикамерный JPEG на камере действительно неплохой. Но надежней сохранять кадр в RAW. Можно не задумываться о балансе белого при съёмке, допустить незначительную ошибку при экспонировании, лучше проработать тени позже и получить ощутимо лучшую резкость.
При съёмке RAW фотокамера пишет в пару к нему полноразмерный JPEG со средней степенью сжатия. Поэтому без "фирменного" лейковского JPEG вы не останетесь :)
Если вы никуда не спешите - используйте RAW на фотокамере Leica Digilux 2 (Panasonic LC1).
Про виньетирование.
Понижающий переходник RISE (UK) 69-67 мм не приводит к виньетированию на фотокамере Digilux 2 (LC1). Можно держать на камере постоянно. Переходник даже не перекрывает надписи на объективе. Panasonic (Leica) сильно бы облегчили жизнь фотографам, сделав крепление на оправе объектива сразу на 67 мм. Однако, компании хотели продавать собственные аксессуары к камерам...
С фильтром Kenko PRO ND-4 (W) 67 mm мы можем наблюдать незначительное виньетирование во всех углах снимка при установке объектива на 28 мм.
Понижающий переходник и фильтр не мешают надевать бленду и использовать крышку объектива благодаря продуманной конструкции фотоаппарата (крышка крепится к бленде).
Интересные замечания по съёмке с Leica Digilux 2 (Panasonic LC1) читайте в блоге Торстена Овергаарда по ссылке.
Файлы из статьи по ссылке на Яндекс-диск.