Найти тему

СПЕКТАКЛЬ КАК ИССЛЕДОВАНИЕ

22 июня в ДК «ЗИЛ» состоялась премьера спектакля Интегрированного театра-студии «Круг 2» «Неизведанная земля, или повесть о том, как я был аутистом», поставленного при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и компании Porsche. Это – далеко не первое обращение театра к проблематике аутизма. Интерес к теме понятен: значительная часть артистов театра – аборигены той самой «неизведанной земли». Отсюда – первая исследовательская задачка для зрителя: отделить естественное поведение человека с аутизмом от игры актера, создающего на сцене заданный образ. Скажу сразу: дело это отнюдь не простое, даже если неплохо знаешь исполнителей…

Авторы обозначили жанр как «музыкально-пластическое документально-вымышленное социально-аутистическое представление». На мой взгляд, они забыли еще одно определение – иммерсивное. Дело в том, что тематические сценки, которые разыгрывают артисты театра:

Евгений Говердовский,

Елизавета Горохова,

-2

Павел Журавихин,

-3

а также композитор и исполнитель Леван Авазашвили,

-4

в спектакле перемежаются беседами с залом, которые ведет помощник режиссера Екатерина Яненкова.

-5

Рассказывая об аутизме и задавая вопросы, она провоцирует зрителей на погружение в глубь темы, исподволь напоминая, что на сцене – не просто люди с ОВЗ, которым надо похлопать и разойтись, а актеры, которые рассказывают о мире, закрытом для большинства членов общества. Отзывы зрителей после спектакля показали: прием сработал. Впрочем, для меня это стало ясно еще в конце действа, когда артисты сами стали задавать вопросы залу.

Евгений Говердовский: "Среди ваших друзей есть аутисты?"
Евгений Говердовский: "Среди ваших друзей есть аутисты?"

А затем пригласили зрителей на танец, устроив в итоге зажигательную мини-дискотеку, на которой хорошо было не только танцующим, но и тем, кто за ними наблюдал…

-7

В мир аутизма зрители погружаются постепенно, и это подчеркивают костюмы, придуманные Еленой Осиповой. Если в начале это – экзотические восточные одеяния с бутафорскими коронами, то затем актеры переодеваются в яркую, но вполне современную спортивную одежду, словно говоря: «На самом-то деле мы – почти такие же, как и все»…

Диалог с залом
Диалог с залом

Однако в этом «почти» и кроется главная проблема. Один из раундов разговора со зрителями был посвящен вопросу: «Нужны ли аутистам интимные отношения?» Пластический этюд, исполненный перед этим Павлом Журавихиным и Елизаветой Гороховой, казалось бы, ясно подсказывал ответ.

"Сплетенья рук, сплетенья ног, судьбы сплетенье..."
"Сплетенья рук, сплетенья ног, судьбы сплетенье..."

Но в зале прозвучало и решительное «Нет», и осторожное «Не знаю…» И это – притом, что в зале на закрытом просмотре в основном сидели люди, погруженные в тему…

А в обсуждении после спектакля интересное развитие получила тема «социальной нормы». «Только сейчас я осознала: мы учим наших подопечных, как себя вести, даже не спросив их мнения на этот счет», – призналась актриса и педагог центра «Наш солнечный мир» Мария Бурляева. Другая зрительница и вовсе предложила оставить аутистов «в их мире», дескать, им там хорошо… При этом ей, опять-таки, не пришло в голову поинтересоваться у самих аутистов, хотят ли они жить в «золотой клетке».

К вопросу об умении взаимодействовать
К вопросу об умении взаимодействовать

Спектакль идет около полутора часов без антракта, так что сложных вопросов в нем было затронуто немало. Некоторые зрители высказали намерение продолжить их изучение самостоятельно. Благодаря сплоченной команде режиссера Андрея Афонина, куда, кроме уже названных, вошли художник-сценограф Юлия Семченко, художник по свету Георгий Новиков и продюсер Ольга Митина, «Неизведанная планета» смотрится очень легко. Так что если у кого-то будет возможность – приходите и присоединяйтесь к команде первопроходцев!

Команда спектакля
Команда спектакля