– Ну что, дочка, замерзла? – отец заботливо подоткнул лисий тулуп вокруг девочки.
К вечеру мороз стал еще крепче и казалось, что слова рассыпались холодными осколками, едва слетев с губ.
Поездка в зимний лес за дровами была необходимой: требовалось пополнить запасы, которые быстро исчезали в печи, особенно прожорливой в зимнее время.
Запряженная в сани лошадь деловито трусила в сторону родного села, предвкушая теплую конюшню и кормушку, наполненную овсом. Радующаяся возвращению домой собака, неутомимо бежала впереди, распугивая зазевавшихся мышей-полевок и серых куропаток.
Ах, как любил он эту землю! Этот бескрайний простор, обрамляемый древними густыми лесами. Это зимнее небо, замерзшее, холодное и низкое – словно стремящееся прижаться к земле, чтобы согреться. Как любил он свое село, которое в любую пору было прекрасно.
Лес сегодня был особенно красив. Ветви деревьев отяжелели под ажурным снежным одеянием. Он вспомнил, как с березы, стоящей на опушке леса, огромными черно-пестрыми шарами с проблеском красных гребней посыпались в снег глухари, поднимая снежные фонтаны. Они уже собрались на ночной покой, когда их так бесцеремонно побеспокоил скрип снега под полозьями саней, топот лошадиных копыт и фырканье недовольной савраски. Нежно подумав о том, как радовалась дочка, увидев всполошившихся птиц, он слегка улыбнулся.
Как любил он возвращаться домой, и как сладко замирало сердце, когда вдалеке показывалась знакомая крыша. Он думал о том, как позаботившись о лошади, войдет в дом, снимет шапку и поклонится образам, стоявшим в красном углу. Как подойдет к печи, протянет замерзшие руки к ее теплому, нагретому боку и будет смотреть на то, как раскрасневшаяся жена будет накрывать на стол. Плавными и точными движениями она отодвинет заслонку и ухватом достанет чугунок с горячими щами, которые томились в горниле с самого утра. Как детвора радостно рассядется вокруг стола, ожидая, когда отец первым зачерпнет полную ложку наваристых щей.
А пока он задумчиво смотрел на заиндевевшее поле и затерявшиеся в сугробах избы. Морозный воздух стыл, погружая мир в сиреневатую зябкую дымку. Зимние сумерки заботливо укрывали природу, обещая отдых.
Картина художника Льва Львовича Каменева «Зимняя дорога», 1866 год, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Подписывайтесь на канал - это не страшно, будет интересно!
И ставьте лайки, пожалуйста, - мне приятно!
#третьяковскаягалерея #третьяковка #искусство #картиныхудожников
Публикация защищена авторским правом. Копирование и использование в коммерческих целях запрещено.