Воскресенье 22 июня 1941 года. В тогдашнем Союзе трудились шесть дней и только в конце недели рабочие и служащие могли отдохнуть. В школах накануне прошли выпускные балы, а студенты недавно сдали сессии.
Кино – главное развлечение советских граждан. И в воскресный день жители больших городов стремятся попасть на премьеры, либо посетить уже не раз виденный хороший фильм. У многих куплены заветные билетики, назначены свидания и запланированы семейные выходы.
Надо понимать, что в те годы прокат фильмов начинался с Москвы и крупных городов, в глубинке мог быть совсем другой репертуар, из более ранних лент. Количество копий на каждый фильм ограничено, никаких цифровых носителей тогда не было, в каждую точку нужно привозить коробку с пленкой.
Каждый кинотеатр показывал в течение дня только один фильм, никаких мультиплексов тогда не было и коробки с лентами разных фильмов (чтобы их можно было менять в течение дня) в кинотеатре никто не держал, копий и так мало. В домах культуры, как правило, вообще один сеанс и при этом дневной. Завтра всем на работу.
Какие же фильмы шли в советских кинотеатрах в тот день. Мы расскажем о репертуаре Москвы.
«КИНОКОНЦЕРТ 1941 ГОДА» и «СТАРЫЙ ДВОР» (1941)
В 16 точках показа, а это больше половины столичных кинотеатров и домов культуры давали двойную премьеру. Две короткометражные ленты за один сеанс. Самый «свежак» – вышли в прокат 16 июня.
«Киноконцерт 1941 года» (продолжительность 47 минут) тогда назывался просто «Кино-концерт», а общепринятое сегодня название получил после выхода в годы войны еще нескольких лет с аналогичным названием. Представляет собой сборник музыкальных номеров. По сути это не фильм, а нарезка постановочных номеров (говоря современным языком – видеоклипов) из опер (Сергей Лемешев поет арию герцога из «Риголетто»), балетов (Галина Уланова танцует «Умирающего лебедя») и популярной на тот момент музыки (например, Лидия Русланова).
«Старый двор» (продолжительность 20 минут) поставил режиссер Владимир Немоляев, отец будущей Народной артистки России Светланы Немоляевой. История о том, как играющая в футбол ребятня поспособствовала превращению своего старого и грязного двора в уютное место для отдыха и занятий спортом.
«ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ» (1940)
Второй по полярности фильм 22 июня, его можно было посмотреть в семи точках показа. В прокат он вышел еще 9 июня, и многие зрители сходили на премьеру в прошлый уик-энд.
Режиссер – Александр Файнциммер. Приключенческая лента о моряках Каспийского моря сначала оказалась под запретом, потому что персонажи картины получились негероическими – пьют и думают о материальном благополучии, вместо того, чтобы радеть о стране и народе. Несмотря на разгромные отзывы из отдела пропаганды ЦК ВКП(б) фильм каким-то чудом все-таки дошел до зрителя.
«ПЕСНЬ О ЛЮБВИ» (США 1936)
В репертуарах сразу четырех московских кинотеатров 22 июня значится американский фильм. Да-да, в довоенном Советском Союзе редко, но показывали иностранные фильмы из капиталистических (других просто не было) стран. В прокат картина вышла еще 29 мая.
Главные роли сыграли оперные певцы и по сути это фильм-опера с русскими субтитрами.
«ФРОНТОВЫЕ ПОДРУГИ» (1941)
Картина вышла на экраны еще 19 мая и в день начала войны ее показывали всего лишь три московских кинотеатра.
Режиссер – Виктор Эйсымонт. Один из немногих советских фильмов, посвященных недавно завершенной Советско-финской войне 1939-1940 гг.
О том, почему в СССР, а потом и в России, снято так мало картин о победоносной Зимней войне на канале «В ЖИЗНИ И В КИНО» есть отдельная статья – ссылка в конце данного материала.
Самой войны, впрочем, в фильме практически нет. Великолепная Зоя Федорова в роли главной медсестры прифронтового госпиталя, где и происходит действие картины.
«МАЙСКАЯ НОЧЬ» (1940)
Первая советская экранизация повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» от Киевской киностудии (в будущем – имени Довженко) и один из первых советских цветных фильмов вышел на экраны еще 12 марта, и летом оставался в репертуаре всего двух московских кинотеатров.
ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ
Остальные картины, перечисленные ниже, уже давно шли в советском прокате и 22 июня оставались лишь в отдельных столичных кинотеатрах.
Например, неувядающая советская классика:
первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931);
бессмертные «Чапаев» (1934) и «Валерий Чкалов» (1941);
«Цирк» (1936) с Любовью Орловой;
исторический блокбастер «Суворов» (1940).
Как ни странно покажется сегодня, в некоторых московских кинотеатрах показывали совсем старые НЕМЫЕкартины: «Процесс о трех миллионах» (1926), «Каин и Артём» (1929) и знаменитые «Красные дьяволята» (1923) – предшественник трилогии «Неуловимые мстители».
Также можно посмотреть:
комедийная мелодрама «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934) с Борисом Ливановым;
первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934);
пропагандистский фильм, действие которого происходит в лагере для врагов народа «Заключенные» (1936);
Друзья! Сегодня как никогда мне, автору канала «В ЖИЗНИ И В КИНО», требуется ваша поддержка. Я прошу всех, кому понравилась статья, поставить лайк и по возможности написать комментарий. И обязательно подписаться, если вы еще не сделали это. Заранее спасибо!
приключенческий фильм о трудовых подвигах золотоискателей «Парень из тайги» (1941) с Иваном Переверзевым.
Примерно такой же репертуар был и по всей стране, разве, что доля старых картин была выше.
Многие из тех, кто собирался в воскресенье 22 июня 1941 года сходить в кино, так и не смогли этого сделать. Никогда больше!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: