О необходимости перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в Европе говорят давно. На данный момент в ЕС на долю солнечных (СЭС) и ветряных (ВЭС) станций приходится около 20% от общего объема производства электроэнергии.
На фоне нынешних событий на Западе стали активнее говорить о полном отказе от российского ископаемого топлива, хотя отдельные эксперты и политики признают, что сделать это будет крайне сложно и понадобятся десятилетия.
В Брюсселе тем временем разработали план, согласно которому, страны Евросоюза намерены диверсифицировать поставки, ввести лимит на потребление и ускорить переход на ВИЭ. К 2023 году континент рассчитывает заменить 2/3 своего импорта из РФ. Относительно второго исполнительный заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс призвал граждан экономить на отоплении и реже пользоваться кондиционерами.
Что касается последнего пункта, то до конца десятилетия, согласно озвученным планам, предполагается увеличить долю «зеленой» энергетики до 45%. А к 2050 году, по раннее утвержденной программе, государства ЕС должны стать углеродно-нейтральными.
По поводу альтернативных источников у ряда наблюдателей существуют серьезные сомнения. В частности, председатель крупной нефтегазовой компании Crescent Energy Джон Гофф считает политику перехода на ВИЭ слишком наивной, а прогнозы завышенными и призывает к разработке более реального плана. Например, в последнее время все чаще звучат голоса в поддержку атомной энергетики.
К тому же для более быстрого (пусть и частичного) перехода на возобновляемые источники, в первую очередь ВЭС и СЭС, необходимо предпринять ряд изменений и на законодательном уровне — сегодня в отдельных странах ЕС, чтобы получить разрешение на строительство таких объектов, нужно потратить от шести до девяти лет. С таким подходом просто невозможно достичь заявленных целей.
Затруднительно это и по другим причинам. Как рассказал нашему каналу генеральный директор ПАО «Европейская Электротехника» Илья Каленков быстрый переход на ВИЭ в Европе, несмотря на ряд громких заявлений, неосуществим.
— Все возобновляемые источники энергии, такие как ветровые электрические станции и солнечные электростанции, имеют ряд серьезных недостатков, связанных с их природой. Во-первых, солнце светит не всегда, ветра тоже стихают. Второй важный фактор — капиталовложения. При строительстве ветропарков и оборудовании солнечными батареями инфраструктуры требуются серьезные средства, что влечет за собой вопрос экономической эффективности. Кроме того, массовое использование возобновляемых источников энергии ставит серьезный вопрос по накоплению этой энергии, поскольку ее производство достаточно неоднородно. Если по естественным причинам на протяжении какого-либо времени не будет ветра, а при этом в стране 50% энергии обеспечивается за счет ветрогенератора, то это может повлечь нарушение энергетического баланса. Выпадение серьезных мощностей из баланса поднимает вопрос, чем их замещать, иначе придется отключать потребителей.
Эксперт уточнил, что ВЭС и СЭС относятся к «зеленым» источникам только на первый взгляд. На самом же деле производство солнечных батарей и оборудования для ветропарков связано с большим количеством выбросов углекислого газа, поскольку оно весьма сложное. Отсутствие технологий «чистой» утилизации ветроэнергетических установок и солнечных батарей также наносит вред окружающей среде.
— Поэтому поверить в экономическую и технологическую целесообразность таких переходов достаточно сложно, — резюмировал Илья Каленков.
Примечательно, что в 2021 году в одном из научных журналов было опубликовано подробное исследование китайских и американских ученых, которые пришли к выводу, что полностью отказаться от традиционных энергоносителей, ограничившись ветряными и солнечными станциями, не получится, либо придется мириться с серьезными потерями.
В России тоже ставят определенные цели по развитию ВИЭ. Правда, пока они достаточно скромные в сравнении с озвученными Западом планами. Так, к 2030 году их доля в стране должна составить лишь 2% в структуре выработки электроэнергии. Сегодня этот показатель в четыре раза ниже. Интересно, что в 2009-м ставились задачи достичь к 2024 году 4,5%.