Объяснял ребёнку про деньги и только сейчас понял, что на 200-ке немецких марок был сам Пауль Эрлих.
Кто был этот Нобелевский лауреат? И как купюра связана с вакцинами от COVID-19 и даже с сифилисом ?
Представьте себе злоумышленника, заходящего в аэропорт. Вот только полицейским заранее раздали фотографию злыдня и наручнички для задержания. Идеально подходящие к его каверзным рученькам. И вот уже стражи порядка выводят каверзного типа под ручки из здания.
Народу бы ликовать, да вот только почти никто этого задержания не заметил, а посему аэропорт спокоен и продолжает работать в штатном режиме.
Теперь представьте, что аэропорт это ваш организм, злыдень это коронавирус, а его похабные рученьки это антигены.
А полицейские с наручниками антитела на страже организма. Ну и сам принцип того, как наручники и ручки подходят друг к другу аки замок и ключ.
Да, мои догадливые читатели, это и есть волшебный принцип гуморального иммунитета. Когда антитела нейтрализируют злобных пришельцев. А теперь, когда все на секунду почувствовали себя иммунологами, вернёмся из 2021 года в Берлин конца 19 века. К тому человеку, кто впервые описал этот принцип. Основоположник иммунологии, химиотерапии и тд: Пауль Эрлих. Сын еврейских родителей и врач по образованию.
Настоящий образец усердного учёного. Работал он в том числе в Институте инфекционных болезней под руководством Роберта Коха. Одним из коллег Эрлиха был Эмиль фон Беринг. Тоже нобелевский лауреат (ну что поделать, вот такая была продуктивная банда).
Большой вклад Эрлиха же был в описании принципа иммунитета и взаимодействия антигенов и антител, по принципу "замок-ключ". Собственно цеплялки-рученьки антигены вируса или токсинов есть не что иное, как anti-body gen-erator, тоесть "производитель антител". Важнейшее достижение ученого состояло в том, что он представил взаимодействие между клетками, антителами и антигенами как химические реакции. В своей работе Эрлих впервые изложенил основы теории гуморального иммунитета ("боковых цепей").
Имея под руками столь несовершенные методы, он смог описать, что клетки обладают рецепторами, способными взаимодействовать с инородным веществом. В обычных условиях эти рецепторы выполняют какую-либо физиологическую роль. Но инородный злодей с ручками-антигенами. При попадании в организм цепляется именно за них (совсем образно). Дальше происходит сложный сумбурный процесс, в результате которого таких рецепторов образуется в избытке, и они отваливаясь, начинают самостоятельно циркулировать в качестве антител в крови. При необходимости (например заражении вирусом) связывая инородных злодеев. Следовательно, после однократного перенесения болезни в организме появится такое количество свободных рецепторов, которого будет достаточно для связывания новых порций таких же микробов или токсинов.
Так, по мнению Эрлиха, возникал иммунитет. За разработку этой теории в 1908 году Эрлих совместно с Ильёй Мечниковым (за основы клеточного иммунитета) был удостоен Нобелевской премии.
Понимая этот принцип, думаю всем ясно, что работы учёных послужили основой для разработки всех последующих вакцин. В том числе и тех, что мы сейчас в рекордные сроки имеем от COVID-19. Ведь вакцины делают не что иное, как стимулирование имунного ответа.
Но на этом конечно не всё. Прославился Эрлих своим, а тот момент даже более важным, открытием по венерической части. Изначально Эрлих занимался методами окраски клеток и тканей (в целях лучшего изучения) и стал инноватором в этом деле.
Прорывом послужила работа с метиленовым синим (известной скорее как синькой) и окраской малярийный плазмодий.
Осознав принцип, что есть возможность окрашивать лишь отдельные клетки, он эксперементировал в поисках "магической пули» эффективного средства, что смогли бы убивать одни клетки, не трогая другие.
Эрлих сосредоточил свое внимание на мышьяковых соединениях. В начале уже известный препарат Атоксил, который лично Роберт Кох проверял в Африке, но без успеха, так как препарат был крайне токсичен.
Двигаясь дальше Эрлих синтезировал Германин, что стал более действующим средством от малярии. Эрлих экспериментировал дальше с различными формулами мышьяка. В 1909 году упорство учёного и его коллеги Китосато было вознаграждено: препарат под номером 606. Кто выговорит с первого раза, тот умница: диоксидиаминоарсенобензолдигидрохлорид.
Ну или проще Сальварсан оказался эффективен и менее токсичен. Он и принёс Эрлиху мировую славу. Лихорадка в развитых странах волновала не так много людей… зато бактерия Treponema pallidum... о да, она доставляла массу неприятностей уже пару столетий, а именно сифилис, "французская болезнь", неизбежный спутник военных. При лечении сифилиса Сальварсан был эффективен как ничто другое. Ну а что было на тот момент? Втирание ртути?
Метод малоэффективный, зато с лютыми побочным эффектами. Сальварсан был действительно революционным подходом, так как определил новый путь исследований и эпоху химиотерапии инфекционных болезней.
Путь к успеху препарата всё же вышел тернистым. Лекарство было не без побочных эффектов. К тому же Эрлиху ставили в укор, что мол народ теперь совсем сексуально развяжется. После начала 1-ой мировой войны Германия остановила экспорт препарата в ряд других стран (чуток похоже на действие некоторых стран в ситуацию с вакцинами сейчас).
Ну а когда Эрлих чуть разбогател на продаже лекарства, заодно припомнили и его еврейское происхождение. Дело дошло до судебных разбирательств, которые не привели к успеху завистников, но сильно пошатнули здоровье учёного. Эрлих страдал кроме того диабетом и умер насколько лет спустя в 1915 году, оставив за собой огромное научное наследие. В конце замечу, что сейчас именем Пауля Эрлиха называется Немецкий федеральный институт вакцин и биомедицинских средств. Именно они работают представителями Германии при EMA и решают вопросы регистрации и безопасности вакцин от COVID-19.
Вот такая вот история одного выдающегося учёного, что раньше всех увидел то, что для нас сейчас повседневно антиген-экспресс-тесты, тесты на антитела, вакцины и... ну хоть сифилис к этому не относиться. Надеюсь.