В начале 1970-х годов здесь было голое поле и грязь по колено. А уже в 1976 году с главного сборочного конвейера Камского автозавода сошли первые грузовики, а вокруг предприятия был отстроен огромный город с широкими проспектами и всей необходимой инфраструктурой.
Решение о строительстве автозавода в Набережных Челнах принималось долго. В том, что стране нужны свои грузовики, ни у кого сомнений не было.
Выбрать место для будущего автогиганта
Проблема была в другом: выбрать место для будущего автогиганта. Прежде чем остановились на захолустном городке Набережные Челны, специалисты рассмотрели 70 различных вариантов.
В пользу Челнов, очевидно, сыграл чисто географический фактор: центр страны, наличие железной дороги, а главное – берег полноводной Камы, впадающей в Волгу, а значит, имеющей выход минимум к пяти морям. Неслучайно вскоре после пуска главного конвейера на Каме был построен грузовой порт, и впоследствии не одна тысяча автомобилей была доставлена потребителям на баржах по Каме.
В оснащении Камского завода приняли участие более семисот фирм из разных государств, в том числе США, Франции, Японии и Германии – то есть ведущих автомобилестроительных стран мира.
Это ещё один красноречивый пример того, как при желании могут эффективно сотрудничать даже злостные идеологические противники. Удивительно, почему сейчас, несмотря на отсутствие каких-либо внятных противоречий, России не удается найти общий язык с западными партнерами...
«Камазы» покоряют мир
Но вернемся в Набережные Челны в 1970-ые годы.
Завод ещё только строился, а руководство КАМАЗа уже всерьёз задумывалось над расширением географии поставок.
В надёжных большегрузных машинах нуждались не только в СССР, но и в других странах мира.
И уже в 1977 году при Камском автозаводе были открыты 9-месячные курсы, на которых готовили специалистов по экспорту автомашин. На курсах людей учили азам финансово-экономической деятельности, тонкостям общения с таможенными и пограничными органами разных стран и, конечно, иностранным языкам.
Предпочтение при наборе на курсы отдавали своим, камазовским, специалистам – водителям, механикам, испытателям. Считалось, что только человек, знающий камскую автотехнику как свои пять пальцев и влюбленный в нее, сможет эффективно продвигать бренд КАМАЗа по всему миру. И как показали дальнейшие события, это было абсолютно правильным решением.
Первой страной, куда стали поставлять камские грузовики, стала Польша. В 1977 году туда ушли сначала десять, а затем ещё несколько сотен машин.
В тот же год начались поставки в Финляндию.
Затем интерес к камским машинам проявила Югославия. В этой стране до сих пор по дорогам бегают наши грузовики, выпущенные ещё в начале 1980-х годов. А потом о камских автомобилях узнал весь мир.
Особенно полюбили «Камазы» в Латинской Америке.
В Панаме в 1980-е годы для хранения камских грузовиков даже построили гигантский ангар, в котором одновременно могли находиться больше тысячи автомобилей. Сначала их привозили в Панаму на огромных морских сухогрузах, а затем развозили мелкими партиями по странам континента.
Полный спектр услуг
«Камазы» отлично зарекомендовали себя в разных странах и на разных континентах.
В Латинской Америке они работали на высоте в четыре тысячи метров и могли забраться на самый крутой склон.
В странах Ближнего Востока «Камазы» эксплуатировали в условиях пустыни и пятидесяти градусной жары, а в Юго-Восточной Азии – в жутком тропическом климате с чудовищной влажностью.
И везде наша техника работала безупречно.
Именно это качество – надежность вкупе с относительно низкой ценой – и привлекало к машинам Камского автозавода потребителей во всем мире.
Кроме собственно машин, Камский автозавод предлагал потребителям ещё и комплексную систему их обслуживания, включая обучение персонала.
Для этого во многих странах мира, где работали наши «Камазы», ещё в советское время были открыты сервисные центры, где постоянно находились камские специалисты, проводившие весь комплекс работ по техническому обслуживанию автомобилей.
Для стран третьего мира это обстоятельство также имело большое значение, ведь ни специалистов, ни развитой инфраструктуры у них не было. Так что покупая у нас автомобили, они приобретали не только саму технику, но и весь сопутствующий ей сервис.
В конце 1980-х годов сервисные центры КАМАЗа были разбросаны по всей планете
А ещё к продукции камских автомобилестроителей большой интерес всегда проявляли… девушки.
Правда, не с точки зрения технических параметров машин и их дальнейшей эксплуатации. Барышням нравились внушительные размеры машин и их брутальность, особенно когда «Камазы» были покрашены в защитный зелёный цвет. На каждой автомобильной выставке, где экспонировалась продукция Камского завода, к стендам КАМАЗа обязательно подходили местные красотки и фотографировались на фоне наших грузовиков.
Грузовик за полчаса
А теперь мои личные впечатления о Камском заводе.
Руководство предприятия организовало для меня небольшую экскурсию по главному сборочному конвейеру.
Представьте себе огромное здание длиной свыше километра. Внутри – образцовый порядок и чистота.
Откуда-то сверху, с потолка, выплывают кабины будущего грузовика и медленно движутся по конвейеру.
За тридцать минут, пока кабина преодолевает весь путь, специально обученные люди успевают напичкать её всем необходимым: движком, трансмиссией, электроникой, приборами управления и т. д.
Всё делается быстро и слаженно: бесшумные электрокары подвозят в нужную точку необходимое оборудование, а работники сборочного конвейера монтируют его в кабине грузовика.
В конце конвейера получается готовый грузовик, который поступает в распоряжение водителя-испытателя. Он заводит машину и обкатывает ее, выявляя возможные недостатки.
Средняя зарплата на Камском автозаводе сегодня 47 тысяч рублей.
Для провинциального российского города это немало.
Собственно, весь город и живёт нуждами КАМАЗа.
Его продукция по-прежнему востребована. Тем более что завод постоянно расширяет линейку автомобилей.
Сегодня машины марки «Камаз» – это не только грузовики различных модификаций, но и специальная автомобильная техника, беспилотники, автобусы, а точнее электробусы.
По улицам Москвы, например, уже несколько лет пассажиров возят красивые синие машины с надписью на борту: «Это электробус». Выпускаются они на Камском автозаводе.
Ежегодно КАМАЗ экспортирует за рубеж примерно 5 тысяч автомашин. При средней цене одного автомобиля в пять миллионов рублей, нетрудно подсчитать доход предприятия, а значит, и России в целом, только от продажи готовых машин. А ещё есть поставки запчастей, сервисное обслуживание, обучение персонала и другие сферы деятельности, приносящие прибыль.
Так спасёт ли КАМАЗ Россию? Думаю, ответ очевиден. Россию спасёт любая созидательная деятельность, результатом которой становится конкурентноспособный материальный или интеллектуальный продукт.
Автор: #сергей_холодов , историк, публицист, автор книг и статей по истории России и зарубежных стран.