Найти тему
Учительская

Инициативность и компетентность

Мотивация и проактивность человека во многом зависят от его внутренних качеств: умения выстраивать целеполагание, силы воли, любознательности, осознанного поведения. Но вместе с этим крайне важным в любом начинании остаются поддержка другими того, что ты делаешь, а также правильно выстроенная коммуникация.

Так и в школе – все значимые процессы (образовательные, воспитательные) эффективно протекают только в том случае, если в них активно вовлечены вместе с ребенком поддерживающие его стороны – педагоги и родители.

Поэтому важно находить, разрабатывать и применять формы такого обоюдного взаимодействия, которые позволили бы учащимся подниматься на более высокие уровни в сфере личностных достижений, постановки смелых целей и реализации сложных задач.

Одной из подобных успешно апробированных форм кооперации участников образовательного процесса стала инициатива Экспертно-консультативного совета родительской общественности (ЭКС РО) при Департаменте образования и науки города Москвы.

В феврале ЭКС РО анонсировал конкурс активной молодежи и управляющих советов образовательных организаций Москвы «УСпешная молодежь». В задачи конкурса входил как обмен опытом между управляющими советами, так и представление практик и инициатив представителей школьного самоуправления и других участников образовательных отношений, направленных на развитие школы.

Команда школы №626 также приняла участие в конкурсе проектов. Основными «движками» реализации конкурсной подготовки выступили участники команды, состоящие в управляющем совете школы, то есть те, кто изначально более остальных мотивирован на успех и занимает проактивную позицию. Но тем не менее ни в одном из проектов им бы не удалось добиться качественных и количественных результатов только собственными силами. Учащиеся начали активно привлекать к своим инициативам школьников, представителей профильных классов, администрации, классных руководителей и родительской общественности. Также немаловажную роль в процессе подготовки к конкурсу сыграл наставник – педагог, который грамотно распределял ресурсы команды, делегировал полномочия, помогал структурировать задачи и план реализации проекта.

Одним из масштабных проектов детей стало активное налаживание в школе деятельности волонтерского движения. Изначально команда выявила степень вовлеченности в волонтерскую деятельность всех субъектов образовательных отношений в школе. Для этого была создана серия опросов, которые распространялись в ученическом и родительском сообществах при помощи внутренних чатов, рассылок, постов в социальных сетях. Уже для этого шага команде потребовалась поддержка как учащихся медиакласса, так и медиаслужбы школы, администрации, классных руководителей. Таким образом, участникам на этом этапе удалось вовлечь в процесс распространения информации довольно большое число потенциальных участников волонтерского движения. Далее инициативная группа презентовала созданное движение в классах на очных тематических встречах. Был запущен отдельный канал в Телеграме, который быстро наращивал участников благодаря активной информационной кампании, которую поддержали многие. В телеграм-канале практически ежедневно публикуется информация о возможностях для волонтерской деятельности, об актуальных акциях, а также координируется деятельность волонтерского актива. Более того, теперь этот канал, созданный детьми, стал одним из основных ресурсов, который распространяет информацию об общешкольных традиционных волонтерских акциях, инициируемых ответственными лицами (педагогами, администрацией). Проект развития волонтерского движения был оформлен и представлен на весеннем заседании управляющего совета, где инициативу официально поддержали представители администрации школы, педагоги и родители.

Таким образом, благодаря ученической инициативе волонтерское движение в школе вышло на качественно новый уровень. Эта активность не осталась незамеченной и в общегородском информационном поле: в этом году дважды новости о волонтерской деятельности учащихся школы №626 попадали в дайджест Департамента образования и науки города Москвы.

Но такой результат, безусловно, стал возможен как итог совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей.

Идея еще одного проекта, который был запущен учащимися в период подготовки к конкурсу «УСпешная молодежь», была подана участникам представителем администрации школы. Заместитель директора поделилась с ребятами собственным опытом презентации концепции мобильного приложения и чат-бота, направленных на родительскую аудиторию. Приложение «Активный родитель» призвано максимально вовлечь родителей в участие в делах школы, а чат-бот «Семейный консультант» – оказать им экспертную консультативную помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка. Идея очень понравилась активистам школьного самоуправления, и они создали рабочую группу по разработке концепции подобного мобильного приложения, но направленного на учащихся. Были созданы графические эскизы интерфейса приложения «Активный ученик», прописаны разделы и базовый функционал приложения. Для практической реализации проекта в рабочую группу были привлечены учащиеся ИТ-класса школы. Как и в случае с продвижением волонтерского движения, представители рабочей группы провели несколько тематических встреч с учениками школы, представив им свою идею и собрав первичную обратную связь для внесения корректировок в проект. Также в сборе обратной связи команде помогли учащиеся медиакласса, создавшие баннеры с QR-кодом опроса.

Важным этапом большого конкурса «УСпешная молодежь» стало проведение общешкольной акции «Неделя с управляющим советом», главной целью которой было распространить информацию о деятельности управляющего совета, а также о возможностях само- и соуправления в школе. В рамках масштабной акции были проведены деловые игры «Управляй по-новому», позволившие мотивировать на принятие решений учащихся, обычно далеких от управленческих процессов. Участники деловой игры, разделившись на команды, обсудили структуру управления образовательной организацией и пришли к выводу, что важная роль в этом процессе возложена на совещательные органы, такие как управляющий совет. Также старшеклассники представили свои идеи по улучшению школы, разработав «дорожные карты» полезных инициатив. Среди популярных предложений, например, были организация зон отдыха в корпусах и внедрение в образовательный процесс профориентационных тренингов и занятий.

– Я узнала, что в управляющем совете, – говорит Лена из 9‑го «А», – учитываются желания детей и родителей, это очень важно. Понравилось сегодня в игре, что мы сами могли подумать над какими-то идеями. Да, не все наши желания выполнимы, но над чем-то из этих проектов точно стоит поработать.

– На встрече мы обсудили проблемы нашей школы и предложили свои варианты, как можно сделать ее лучше, – констатирует десятиклассница Марьям. – Надеемся, что общими усилиями эти проблемы будут решены.

– Было интересно услышать мнения других старшеклассников о том, чего не хватает в школе, – делится девятиклассница Миранда. – Оказалось, что многие наши взгляды сходятся. И мы надеемся, что наши предложения будут услышаны.

Также в рамках акции состоялась встреча учащихся с администрацией школы «Открытый микрофон», на которой школьники в режиме диалога могли задать любой вопрос директору и ответственным лицам. Это мероприятие также вызвало большой резонанс в школьной аудитории, поскольку данный способ коммуникации – напрямую – позволил эффективно поднять множество актуальных вопросов и сразу наметить пути их решения.

Активисты команды конкурса использовали необычные форматы, чтобы привлечь к акции внимание разных аудиторий. Например, в игровой форме рассказали о деятельности УС ученикам начальной школы и сняли об этом веселое видео с их участием, которое затем разослали родителям.

Таким образом, чем больше людей вовлекалось в мероприятия акции, чем больше распространялась информация, выстраивались коммуникации и приходила обратная связь (даже в виде лайков к постам в соцсетях), тем увереннее себя ощущали участники команды, тем более мотивированными становились и тем быстрее достигали запланированных результатов.

Но этот маятник проактивности раскачивался в разные стороны. Своим примером ребята заряжали и других учащихся, многие действительно впервые всерьез задумались о том, что их идеи и предложения могут быть услышаны на разных уровнях управления школой.

По итогам проведенной работы команда нашей школы вошла в число финалистов конкурса «УСпешная молодежь». На финале участникам предстояло пройти непростое испытание: в Большом зале МЦКО выступить перед внушительной аудиторией и строгим жюри с защитой плана социально значимого проекта.

В составе экспертного жюри были представители городских ведомств, Совета отцов, Московского областного отделения РДШ, представители журнала «Управляющий совет». Возглавляли жюри Людмила Александровна Мясникова, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы, и руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Борисович Молотков.

Наши финалисты достойно справились с возложенными задачами, проявив инициативность, ответственность и компетентность в их решении. И не в последнюю очередь потому, что знали: их поддерживает вся школа, и путь до этой сцены с ними рука об руку прошли многие представители школьной общественности.

Для ребят опыт участия в таком масштабном проекте стал первым, научив многому. Впереди новые вершины, путь к которым нашим детям помогут преодолеть надежные взрослые!

Ирина СЫСУЕВА, педагог дополнительного образования школы №626 имени Н.И.Сац


Комментарий

Валентина АФРИНА, заместитель директора школы №626 имени Н.И.Сац:

– В этом году учащиеся нашей школы на традиционном Фестивале достижений получили более 1000 дипломов и грамот. Для каждого ребенка это признание его победы и таланта.

Педагоги школы всегда стараются развивать индивидуальность каждого ребенка, найти мотив, побуждающий ученика стать творцом, исследователем, активным участником диспутов, конкурсов, конференций.

Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего умение нестандартно мыслить, планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: учитель и родители. Успех ученика – это итог совместного труда педагога и воспитанника, результат их сотрудничества.

Результаты этого учебного года говорят о том, что это сотрудничество перешло на новый уровень – уровень доверия. Родителей и учащихся к педагогам. Они понимают, что каждый урок, каждое занятие направлено в первую очередь на развитие талантов и предоставление возможностей для каждого.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».