Советская техника до сих пор остаётся интересной широкому кругу любителей. И не только потому что такой страны больше нет. Ведь есть и вполне объективные причины, за что уважают авто и мото товары времён СССР. Речь пойдёт об одном из массовых мопедов Рига-16, который ознаменовал собой целое поколение. И у большинства водителей остались сплошь тёплые, приятные воспоминания о данном транспорте. А теперь пришла пора узнать о Риге чуть подробнее.
Через дюжину лет после окончания ВОВ на латвийском заводе «Красная звезда» приступили к выпуску доступных ТС. Это были обычные мопеды. Поначалу даже качеств сборки немного хромало, но потом его наладили. Можно сказать, что героиня материала начала своё шествие с тех лет. Но не с 1958, а с 1977 года. Тогда на конвейер поставили Ригу-16. Вскоре ей было суждено стать культовым мопедом в городе и в колхозе. И всё благодаря относительной доступности этого «аппарата».
Технические особенности
• В распоряжении райдера был 50-кубовый одноцилиндровый движок мощностью всего 2 силы. Бензин марки АИ-76 заправлялся в бак ёмкостью 5,5 л вместе с маслом. Расход топлива составлял приблизительно 2 л на «сотню». И это был неплохой показатель, который позволял долго кататься на одном «заряде».
• В паре с силовой установкой работает 2-позиционная «механика». Коробка по мнению некоторых владельцев Риги является её слабым местом. Вкупе с мотором КПП позволяет достигать скорости 50 км/ч. При этом спидометр размечен на 10 км/ч больше. В Союзе такой мопед нередко подвергался «колхозному» тюнингу, вследствие чего «максималка» действительно достигала 60 км/ч. Но это при замене поршневой и выхлопной систем. В стоке же Riga была медленнее.
• Спереди на мот была установлена обычная телескопическая амортизационная вилка с крылом. Сзади подвеска маятникового типа с амортизаторами. Колёсная база пусть и не отличалась длиной, зато на ходу мокик дарил положительные впечатления. Ходовая была мягкая и энергоёмкая. Масса ТС составляла всего 70 кг, что совсем немного.
Рига была одним из самых востребованных мопедов на территории СССР. С моделью под номером 16 соперничала Верховина, Карпаты, Мини и некоторые другие байки. Все они выглядели по-разному, и давали разнообразные ощущения. Так вот, Riga был заветной мечтой для многих пацанов. Причём купить мот было вполне реально. Чем и пользовались его молодые покупатели. Было дело школьники работали всё лето для того, чтобы приобрести такую технику. А потом носились по своему району, катя одноклассниц на Риге. Ведь мопед — это уже далеко не велосипед.
Кстати, о двухколёсной технике. В сети до сих пор не утихают споры о комплектации Риги педалями. Одни утверждают, что педали были, другие — отрицают это. Как разобраться в вопросе? Учитывая, что завод, где они выпускались, закрыли в далёком 1998 году, никак. Есть мнение, что в разных случаях варианты оснащения могли всё-таки отличаться. Поэтому не стоит винить ни тех, ни других участников спора.
Почему Рига была настолько популярной? Может быть она отличалась надёжностью? Конечно, нет. О таких критериях тогда никто не думал. Ведь брали её, в основном, очень молодые люди. Да, Рига часто ломалась, и ещё чаще не получала должного обслуживания. В таком контексте понятно, почему ТС принято считать «ломучим».
Однако, спустя много лет после прекращения выпуска данной модели на вторичном рынке всё же можно найти достойные экземпляры. Но и стоят они иногда приличных денег.
Сегодня, в 2022 году, Riga-16 не является коллекционной ценностью. Поэтому расценки на байк (в целом) отличаются гуманностью. Многие солидные господа покупают Ригу, чтобы потешить собственное самолюбие, стать моложе.
Мопед обладает ладным внешним видом, но не более того. Спереди установлена круглая фара головного света. За ней круглый спидометр, руль и топливный бак вытянутой формы. Сидеть, кстати, за рулём Риги было удобно. Седло мягкое и обширное. И это плюс, потому что на мопеде часто катались по плохим дорогам. Конечно, хотелось бы, чтобы мопед был чуть лучше качеством, но это уже скорее пожелание.