Вышедший в 1988 году на советский экран фильм “Маленькая Вера” потряс всю страну. Скандальная постановка привлекла внимание почти 55 миллионов зрителей в Советском Союзе и распространилась за его пределы.
Картину показали в 12 странах мира, ее удостоили множества наград, включая приз кинокритиков, вручаемый на Венецианском кинофестивале. За что же полюбилась эта нестандартная советская кинолента всему миру?
Версия первая — советская по..ография
Один из основных моментов, шокировавших советского зрителя, в фильме “Маленькая Вера” — постельная сцена.
Многие утверждают, что фильм впервые показал зрителям .екс на большом экране. Именно это, по их мнению, и вызвало бурный ажиотаж среди публики, которая стремилась увидеть запрещенные откровенные кадры в кинотеатрах.
Однако к тому времени уже вышли такие картины как “Экипаж” Александра Митта и “Меня зовут Арлекино” Валерия Рыбалева. Последний фильм показали в том же 1988 году за несколько месяцев до выхода на экран “Маленькой Веры”. Хотя первая лента и пользовалась успехом среди зрителей, вторую оценили гораздо меньше.
К тому же “Маленькая Вера” получила признание не только в СССР с его строгими моральными принципами на экране, но и за границей. Хотя цензура присутствовала и там, она была менее жесткой. Потому навряд ли постельные сцены смогли бы настолько оживить иностранную публику.
Версия вторая — советский быт
Более правдоподобным кажется другой вариант — в фильме отражен довольно грязный, но вместе с тем привычный быт определенной части населения Советского Союза.
Столь скандальную киноленту пропустить было невозможно. Одни восхваляли ее до небес. Сравнивали свою жизнь с жизнью героев на экране и находили много общего. Они точно так же видели семейных мужчин-алкоголиков, озабоченность женщин лишь бытовыми вопросами. Как и героев фильма их окружали только драки на дискотеках, а пейзаж состоял из одних возвышающихся дымящих заводов. Все это приводило к тому же закономерному итогу, что видели и на экране — перспектив нет, есть лишь тоска и безнадега.
Уже пропагандировавшиеся вовсю антисоветские настроения подогревали массы. Люди, еще недавно гордившиеся своей страной, своими достижениями, вдруг увидели на экране, как действительно живет большая часть населения.
Многие все же не согласились с видением режиссеров картины. Часть общества яростно противостояла поклонникам фильма. Неоценившие “разоблачения” советского быта зрители обвиняли режиссеров в создании “чернухи”.
Они говорили, что из жизни Советского Союза для “Маленькой Веры” взяли все самое худшее в стране, смешали воедино и подали так, будто это и есть быт обычного советского человека.
Совершенно естественно, что люди, подогреваемые абсолютно противоположными мнениями, захотели пойти на фильм и лично удостовериться в том, что же показано на экране. Действительно ли режиссерам удалось показать настоящую жизнь, или показанная “правда” — всего лишь их домыслы.
В такой ситуации неудивительна и огромная заинтересованность зарубежных зрителей в советском фильме. Создаваемый политиками и прессой капиталистических стран образ “Страны Зла” в виде Советского Союза наконец-то подтвердился.
Иностранцы смогли воочию понаблюдать, как разлагается советское общество, насколько простой народ загнан в угол тоталитарной машиной государства.
Можно любить или не любить Советский Союз. Однако совершенно ясно, что режиссеры затронули очень важную для всего общества проблему, которая так и не нашла разрешения. А потому до сих пор фильм не забывается, а споры вокруг него не утихают.
А вы помните этот фильм? Какие остались впечатления?