Крушение "Титаника" и по сей день остается самым известным в истории человечества. Но будем честны – во многом такая известность обязана художественным фильмам о лайнере и его последних часах жизни. И это не только известная картина Кэмерона, а и еще несколько фильмов, вышедших до этого. Все они эксплуатируют одни и те же мифы, которые с тех пор прочно укоренились в нашем сознании.
Но начнем мы с распространенного заблуждения, которое вовсе не связано с кинолентами. А именно:
Миф 1. Катастрофа "Титаника" – самое грандиозное кораблекрушение в истории.
Вовсе нет. Просто гибель "Титаника" в водах Атлантики была настолько быстрой и настолько неожиданной, что огласка этой катастрофы в СМИ была поистине оглушительной. Масштаб трагедии действительно большой – из 2240 находившихся на борту погибло 1517 человек. Но это не самое большое число жертв.
За сорок с лишним лет до этого в США на реке Миссисипи произошел взрыв судна "Sultana", в результате которого погибло около 1800 пассажиров. А самой грандиозной катастрофой по количеству жертв считают столкновение филиппинского парома "Донья Пас" с нефтеналивным танкером, произошедшее в 1987 году. Тогда погибло 4386 человек.
Миф 2. "Титаник" считали непотопляемым кораблем
Впервые эти слова прозвучали в фильме Кэмерона. Там мать главной героини смотрит на стоящий у причала корабль и замечает:
«Так вот он, тот самый непотопляемый корабль».
И это не более, чем сюжетный ход, придуманный режиссером, который так удачно оттеняет судьбу лайнера. Вспомните чеховское ружье, которое, если висит на стене, то обязательно должно выстрелить в третьем акте. Так и тут – люди построили лайнер и гордо назвали его непотопляемым. Боги разгневались, вот вам и расплата.
В действительности "Титаник" был хоть и большим, но вполне заурядным с технической точки зрения судном. В его постройке не были применены никакие инновационные методы и инженерные решения. Да, на нем присутствовала традиционная для того времени защита от затопления, но как говориться, "против лома нет приема". Так и тут: столкновение с айсбергом – это не тот фактор, который учитывали инженеры, проектируя эту защиту.
Миф 3. Геройское поведение капитана Смита
Капитана "Титаника" Эдварда Смита кинематограф представляет как героя, который не покинул корабль даже когда это было возможно. Было мнение, что он даже застрелился или просто заперся в своей каюте и сознательно пошел на дно вместе с лайнером.
В действительности о судьбе капитана нет достоверных сведений. Его не было в числе спасшихся – вот и все, что известно. Зато специалисты хорошо знают, что спасательную операцию Смит организовал из рук вон плохо. Он знал сколько пассажиров на судне, знал сколько у него спасательных шлюпок, знал вместимость каждой из них. Но почему тогда первые шлюпки отчаливали от тонущего судна полупустыми? Почему не было четкого плана эвакуации, не было обращения к людям?
Более того, Смит никак не среагировал, когда получил предупреждение о возможной встречи с айсбергом и не снизил скорость "Титаника"
Миф 4. Оркестр на палубе играл религиозный гимн
Эта сцена многим запомнилась в фильме – корабль тонет, а оркестр продолжает играть музыку. Причем, именно церковный гимн "Ближе, Господь, к Тебе", что как бы очень символично. Об этом стало известно сразу после крушения, когда спустя неделю после него британская газета "Daily Mirror" вышла в свет с сенсационным заголовком.
Эти сведения основывались на рассказе только одного спасшегося пассажира, который утверждал, что последней композицией оркестра был именно религиозный гимн. Но этот человек оказался в шлюпке задолго до того, как затонул "Титаник", и о последней мелодии оркестра он не мог знать ничего достоверного.
Правду тут мы не узнаем – все семеро музыкантов утонули. Но Кэмерон при создании своего фильма решил усилить драматургию, так как "Ближе, Господь, к Тебе" – очень эмоциональная композиция и хорошо подходила в качестве фона для романтического образа в фильме.
Миф 5. Пассажиры 3-го класса оказались заперты на нижней палубе
Одна из самых сильных сцен в фильме Кэмерона показывала, как пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы они не смогли добраться до спасательных шлюпок. Правды тут ровно половина.
У пассажиров каждого класса была своя палуба и свои каюты. Ограждения, которые не позволяли людям из 3-го класса попадать на другие палубы, действительно существовали. Но к кораблекрушению это никак не относится. Такие ограничения были сделаны для того, чтобы соблюсти американские иммиграционные законы и не ввезти в страну различные вирусы.
Третьим классом на "Титанике" плыли люди разных национальностей, которые хотели начать новую жизнь в Америке. Закон предписывал чтобы они находились отдельно от других пассажиров, дабы перед прибытием в Манхэттен судно могло остановиться близ острова Эллис, где все иммигранты должны были пройти карантин.
Когда лайнер начал тонуть никто даже не думал ограничивать передвижение пассажиров 3-го класса. Другое дело, что им пришлось преодолеть лабиринты коридоров и лестниц, чтобы попасть на более верхние палубы, где были спасательные шлюпки. Это и объясняет то, что среди всех людей, плывших третьим классом, выжило всего треть.
Миф 6. Владелец "Титаника" подлец и злодей
Есть множество историй, связанных с Брюсом Исмеем – президентом компании "White Star", которая построила лайнер. Все они в основном сводятся к тому, что он трусливо сбежал с корабля одним из первых, в то время, когда остальные пассажиры, включая женщин и детей, боролись за жизнь.
Пресса, кинематограф и телевидение не жалело красок, описывая бизнесмена-злодея. Так, в фильме "Титаник", снятом в фашистской Германии в 1943 году, Исмей предстает в образе дельца–еврея, который заставляет смелого нордического капитана разогнать лайнер в опасной зоне айсбергов и отказывается слушать все уговоры и увещевания.
Однако по свидетельству выживших, владелец "Титаника" наравне с членами экипажа помогал при эвакуации, распределяя пассажиров, и в первую очередь женщин и детей, по спасательным шлюпкам. Более того, он не оставил спасшихся после случившегося кошмара, а выплатил им большие компенсации. Волна народного гнева обрушилась на него просто потому, что он был владельцем судна и сумел спастись при крушении. Однако репутация этого человека уже давно очищена историками.
Катастрофа "Титаника" действительно грандиозное и ужасное происшествие. Но не многие знают, что у лайнера был еще и "младший брат", в точности похожий на "Титаник", который, словно по неведомому злому року, разделил его судьбу:
(При написании статьи была использована информация сайтов: bbc.com; thisgreece.ru; philologist.livejournal.com)