Найти тему
Жорик – историк

6 мифов о гибели "Титаника"

Крушение "Титаника" и по сей день остается самым известным в истории человечества. Но будем честны – во многом такая известность обязана художественным фильмам о лайнере и его последних часах жизни. И это не только известная картина Кэмерона, а и еще несколько фильмов, вышедших до этого. Все они эксплуатируют одни и те же мифы, которые с тех пор прочно укоренились в нашем сознании.

"Титаник" на дне/ © titanicsurveyexpedition.com
"Титаник" на дне/ © titanicsurveyexpedition.com

Но начнем мы с распространенного заблуждения, которое вовсе не связано с кинолентами. А именно:

Миф 1. Катастрофа "Титаника" – самое грандиозное кораблекрушение в истории.

Вовсе нет. Просто гибель "Титаника" в водах Атлантики была настолько быстрой и настолько неожиданной, что огласка этой катастрофы в СМИ была поистине оглушительной. Масштаб трагедии действительно большой – из 2240 находившихся на борту погибло 1517 человек. Но это не самое большое число жертв.

За сорок с лишним лет до этого в США на реке Миссисипи произошел взрыв судна "Sultana", в результате которого погибло около 1800 пассажиров. А самой грандиозной катастрофой по количеству жертв считают столкновение филиппинского парома "Донья Пас" с нефтеналивным танкером, произошедшее в 1987 году. Тогда погибло 4386 человек.

Миф 2. "Титаник" считали непотопляемым кораблем

"Титаник" на верфи/ © leafclover.club
"Титаник" на верфи/ © leafclover.club

Впервые эти слова прозвучали в фильме Кэмерона. Там мать главной героини смотрит на стоящий у причала корабль и замечает:

«Так вот он, тот самый непотопляемый корабль».

И это не более, чем сюжетный ход, придуманный режиссером, который так удачно оттеняет судьбу лайнера. Вспомните чеховское ружье, которое, если висит на стене, то обязательно должно выстрелить в третьем акте. Так и тут – люди построили лайнер и гордо назвали его непотопляемым. Боги разгневались, вот вам и расплата.

В действительности "Титаник" был хоть и большим, но вполне заурядным с технической точки зрения судном. В его постройке не были применены никакие инновационные методы и инженерные решения. Да, на нем присутствовала традиционная для того времени защита от затопления, но как говориться, "против лома нет приема". Так и тут: столкновение с айсбергом – это не тот фактор, который учитывали инженеры, проектируя эту защиту.

Миф 3. Геройское поведение капитана Смита

Капитан Эдвард Джон Смит/ © newsru.com
Капитан Эдвард Джон Смит/ © newsru.com

Капитана "Титаника" Эдварда Смита кинематограф представляет как героя, который не покинул корабль даже когда это было возможно. Было мнение, что он даже застрелился или просто заперся в своей каюте и сознательно пошел на дно вместе с лайнером.

В действительности о судьбе капитана нет достоверных сведений. Его не было в числе спасшихся – вот и все, что известно. Зато специалисты хорошо знают, что спасательную операцию Смит организовал из рук вон плохо. Он знал сколько пассажиров на судне, знал сколько у него спасательных шлюпок, знал вместимость каждой из них. Но почему тогда первые шлюпки отчаливали от тонущего судна полупустыми? Почему не было четкого плана эвакуации, не было обращения к людям?

Более того, Смит никак не среагировал, когда получил предупреждение о возможной встречи с айсбергом и не снизил скорость "Титаника"

Миф 4. Оркестр на палубе играл религиозный гимн

Оркестр играет в фойе пассажирской палубы второго класса "Титаника"/ © semanarioprimerdia.com.ar
Оркестр играет в фойе пассажирской палубы второго класса "Титаника"/ © semanarioprimerdia.com.ar

Эта сцена многим запомнилась в фильме – корабль тонет, а оркестр продолжает играть музыку. Причем, именно церковный гимн "Ближе, Господь, к Тебе", что как бы очень символично. Об этом стало известно сразу после крушения, когда спустя неделю после него британская газета "Daily Mirror" вышла в свет с сенсационным заголовком.

Эти сведения основывались на рассказе только одного спасшегося пассажира, который утверждал, что последней композицией оркестра был именно религиозный гимн. Но этот человек оказался в шлюпке задолго до того, как затонул "Титаник", и о последней мелодии оркестра он не мог знать ничего достоверного.

Правду тут мы не узнаем – все семеро музыкантов утонули. Но Кэмерон при создании своего фильма решил усилить драматургию, так как "Ближе, Господь, к Тебе" – очень эмоциональная композиция и хорошо подходила в качестве фона для романтического образа в фильме.

Миф 5. Пассажиры 3-го класса оказались заперты на нижней палубе

Каюта 3-го класса на "Титанике". Реконструкция/ © leafclover.club
Каюта 3-го класса на "Титанике". Реконструкция/ © leafclover.club

Одна из самых сильных сцен в фильме Кэмерона показывала, как пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы они не смогли добраться до спасательных шлюпок. Правды тут ровно половина.

У пассажиров каждого класса была своя палуба и свои каюты. Ограждения, которые не позволяли людям из 3-го класса попадать на другие палубы, действительно существовали. Но к кораблекрушению это никак не относится. Такие ограничения были сделаны для того, чтобы соблюсти американские иммиграционные законы и не ввезти в страну различные вирусы.

Третьим классом на "Титанике" плыли люди разных национальностей, которые хотели начать новую жизнь в Америке. Закон предписывал чтобы они находились отдельно от других пассажиров, дабы перед прибытием в Манхэттен судно могло остановиться близ острова Эллис, где все иммигранты должны были пройти карантин.

Когда лайнер начал тонуть никто даже не думал ограничивать передвижение пассажиров 3-го класса. Другое дело, что им пришлось преодолеть лабиринты коридоров и лестниц, чтобы попасть на более верхние палубы, где были спасательные шлюпки. Это и объясняет то, что среди всех людей, плывших третьим классом, выжило всего треть.

Миф 6. Владелец "Титаника" подлец и злодей

Джон Брюс Исмей/ © delphipages.live
Джон Брюс Исмей/ © delphipages.live

Есть множество историй, связанных с Брюсом Исмеем – президентом компании "White Star", которая построила лайнер. Все они в основном сводятся к тому, что он трусливо сбежал с корабля одним из первых, в то время, когда остальные пассажиры, включая женщин и детей, боролись за жизнь.

Пресса, кинематограф и телевидение не жалело красок, описывая бизнесмена-злодея. Так, в фильме "Титаник", снятом в фашистской Германии в 1943 году, Исмей предстает в образе дельца–еврея, который заставляет смелого нордического капитана разогнать лайнер в опасной зоне айсбергов и отказывается слушать все уговоры и увещевания.

Однако по свидетельству выживших, владелец "Титаника" наравне с членами экипажа помогал при эвакуации, распределяя пассажиров, и в первую очередь женщин и детей, по спасательным шлюпкам. Более того, он не оставил спасшихся после случившегося кошмара, а выплатил им большие компенсации. Волна народного гнева обрушилась на него просто потому, что он был владельцем судна и сумел спастись при крушении. Однако репутация этого человека уже давно очищена историками.

Катастрофа "Титаника" действительно грандиозное и ужасное происшествие. Но не многие знают, что у лайнера был еще и "младший брат", в точности похожий на "Титаник", который, словно по неведомому злому року, разделил его судьбу:

(При написании статьи была использована информация сайтов: bbc.com; thisgreece.ru; philologist.livejournal.com)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц