Найти тему
Александр Снитовский

«Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы»: история Петергофской железной дороги

Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал")
Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал")

Петергофская железная дорога была построена всего за 1 год на личные средства одного человека и изначально предназначалась исключительно для перевозки пассажиров. Уже только этих фактов достаточно, чтобы внести ее в список самых необычных железных дорог России. Но главное - она представляет собой чудом сохранившееся архитектурное творение железнодорожного зодчества.

Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал"), рисунок
Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал"), рисунок

В начале 18 века южный берег Финского залива был малонаселенной территорией с редкими рыбацкими лачугами. Затем Петр I возвел здесь знаменитый на весь мир дворцовый комплекс.

"Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец", худ. К. Айвазовский
"Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец", худ. К. Айвазовский

В 1850 году Петергоф стал столицей одноименного уезда, где впоследствии развернулось активное строительство по проектам Николая Бенуа, и постепенно город начал «обрастать» многочисленными дачными поселками, в которых проводил теплое время высший свет. Соединялся Петергоф с Петербургом лишь одной грунтовой дорогой вдоль побережья.

Николай Бенуа
Николай Бенуа

Середина 19 века считалась началом железнодорожной эры в Российской империи, в связи с чем я не могу не упомянуть имя барона Александра Людвиговича фон Штиглица. Финансовый гений, сумасшедший меценат, фабрикант с человеческим лицом, придворный банкир – каких только эпитетов он не заслужил еще при жизни!

Александр Людвигович фон Штиглиц
Александр Людвигович фон Штиглиц

Строительство Николаевской железной дороги было осуществлено благодаря заграничным займам, размещенным банкирским домом «Штиглиц и Ко». Огромные суммы барон также вкладывал в развитие российских промышленных предприятий и фабрик, а полученную прибыль тратил…на строительство собственной железной дороги.

Вокзал Петергофской ж/д на карте Петербурга 1858 года
Вокзал Петергофской ж/д на карте Петербурга 1858 года

Направление он выбрал Юго-Западное – в сторону Петергофа. Может уже тогда Штиглиц мечтал, что в дальнейшем сможет протянуть ветку до Иван-города, где у него были мануфактуры, а, главное, дача? Этого мы уже, увы, не узнаем…

Строительство железной дороги
Строительство железной дороги

Три года – именно столько времени было потрачено с момента изъявления желания до начала строительства. Дорога длинной 28 километров и стоимостью 2 млн. рублей серебром была построена Штиглицом за год.

Александр Людвигович фон Штиглиц
Александр Людвигович фон Штиглиц

При этом барон покупал чугун и железо только у русских «заводчиков»: им даже разрешалось ставить цену на 15% выше, чем у иностранных предприятий. Вот вам и импортозамещение! И только в том случае, если отечественные производители не соглашались на сделку, Штиглиц покупал рельсы, паровозы и вагоны за границей.

Металлический завод в Санкт-Петербурге
Металлический завод в Санкт-Петербурге

Кроме того, Штиглиц вместе со своим коллегой Константином Фелейзеном предоставили расчеты, чертежи и места для сооружения вокзала. Петербургская станция, которая в 1872 году получила название «Балтийский вокзал», по задумке Александра Кракау, любимого архитектора Штиглица, отдаленно напоминала Восточный вокзал в Париже.

Чертёж будущего вокзала Петергофской железной дороги
Чертёж будущего вокзала Петергофской железной дороги

Центральный фасад с двумя башнями и полукруглым окном, был окружен двумя флигелями, один из которых был отдан под императорские покои. Изначально поезда приходили под трехпутный дебаркадер, но чуть позже тупики были вынесены на улицу.

Вокзал Петергофской железной дороги
Вокзал Петергофской железной дороги

Перед вокзалом образовалась площадь, украсившая собой набережную Обводного канала. Всю эту красоту петербуржцы смогли увидеть 21 июля 1857 года. «Петербургские ведомости» писали: «Петергофская железная дорога, устроенная бароном Штиглицем для удовольствия жителей столицы и дачников, если и не сможет сравниться с московской в отношении капитальности зданий, но зато легкость дачной архитектуры приветливо ласкает зрение и оставляет в душе какое-то приятное впечатление».

Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал")
Петербургская станция (с 1872 года, "Балтийский вокзал")

Под «дачной архитектурой» подразумевались станции по пути следования поезда. Первая из них – «Красносельская», будущая «Лигово». У нее незавидная судьба. Деревянная станция, построенная по проекту Николая Бенуа, полностью сгорела.

Станция "Лигово"
Станция "Лигово"

Следующая, каменное здание, было уничтожено во время Великой Отечественной войны. Сегодняшний павильон – наследие советского периода в стиле сталинского неоклассицизма.

Современная станция "Лигово"
Современная станция "Лигово"

«Сергиево» - название второй станции. Оно напрямую связано со Свято-Троицкой приморской пустынью. Надвратная церковь Святого Саввы Стратилата и здание вокзала «Сергиево» были построены в одни и те же годы и очень походили друг друга… хотя и строились разными архитекторами – Бенуа и Горностаевым.

Станция "Сергиева пустынь"
Станция "Сергиева пустынь"

В 1886 году от станции «Сергиево» до монастыря была проложена конная железная дорога, и станция превратилась в крупный железнодорожный хаб. В 1904-ом станцию переименовали «Сергиева пустынь», в 1919-ом – в «Володарскую», а в 2008-ом – вернули изначальное название.

Жетон Сергиевской конной железной дороги
Жетон Сергиевской конной железной дороги

Станция «Стрельна», еще одно творение архитектора Бенуа, представляет собой строгий красный ансамбль с игривой башенкой.

Вокзал станции "Стрельна"
Вокзал станции "Стрельна"

Возможно, его облик перекликался с дворцами поселка – тоже весьма строгими, но неизменно украшенными башенками.

Современный вокзал станции "Стрельна"
Современный вокзал станции "Стрельна"

Конечная станция «Петергоф», которая сегодня называется «Новый Петергоф», по-прежнему является одним из самых красивых и необычных вокзалов не только в России, но и в мире. Изящное здание, привлекающее волшебным готическим профилем и кружевом орнаментов, никого не оставляет равнодушным!

Вокзал станции "Новый Петергоф"
Вокзал станции "Новый Петергоф"

Изначально дорога предназначалась исключительно для перевозки пассажиров. Путь из пункта «А» в пункт «Б» занимал 1 час 10 минут. Тянули вагоны паровозы, у которых были свои имена: «Петербург», «Петергоф», «Стрельна», «Василий» и «Екатерина».

Чертеж паровоза для Петергофской железной дороги
Чертеж паровоза для Петергофской железной дороги

В сезон их явно не хватало, поэтому запускались дополнительные поезда на 1-2 вагона, которые ехали не спеша и останавливались по просьбе на каждом полустанке. Их прозвали «кукушками». Дело в том, что машинист, чтобы веселить публику, перед отправлением высовывался из кабины, хлестал кнутом по котлу паровоза и кричал: «Нооо, поехали!», а потом свистел своим слабым свистком, сигнал которого по звуку больше напоминал птичье «ку-ку», чем паровозное «ту-ту». С тех пор в России «кукушками» называют все неспешные поезда местного сообщения.

"Кукушка" на линии Петергоф - Ораниенбаум
"Кукушка" на линии Петергоф - Ораниенбаум

А в истории Петергофской железной дороги было еще продолжение до Ораниенбаума, а затем ответвление на Ревель, уникальный проект Оранэла и третий в СССР запуск полностью электрифицированной ветки.

Проект Оранэла
Проект Оранэла

Обо всем этом я обязательно расскажу, но как-нибудь в другой раз. А вы, когда поедете в Петергоф на электричке, обратите внимание на красивейшие здания вокзалов, стоящие по пути вашего следования.

Вокзал станции "Новый Петергоф"
Вокзал станции "Новый Петергоф"

Бывает же... причем не только в кино, но и в жизни!

Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.

Увидимся на канале!