Найти тему
Замполит8888

«Мармеладный» мятеж 1953 года в ГДР и «газетная утка»

Радикалы Восточного Берлина
Радикалы Восточного Берлина

Кончина «вождя всех народов» Иосифа Сталина активизровала деятельность всех недовольных коммунистическими властями в Восточной Европе. «Первой ласточкой» грядущих политических перемен стала ГДР. Здесь, 17 июня 1953 года начались массовые выступления, позднее квалифицировались официальными властями как «фашистский путч».

Западная пропагада, конечно же, не оставила без внимания это событие. Примечательно, что на бщем фоне стихийного бунта, одним из ключевых «июньского мятежа» пресса «партнёров» выставила «варварский расстрел», десятков советских бойцов, «не выполнивших приказ» стрелять в мятежников. Кажется, что-то здесь не так. Но обо всём по порядку.

Причины, ход и последствия первого постсталинского бунта

Сразу возникает вопрос: почему бунт «мармеладный»? Тут всё просто: мармелад был обязательным продуктом для немецкого завтрака. Резкий рост цен, в частности на мармелад и одновременное повышение норм выработки для рабочих вызвали «брожение» среди немецких обывателей. Недовольство быстро вывело толпы на улицы Восточного Берлина. Эти волнения были поддержаны и в других местах ГДР.

Постфактум появилось утверждение о том, что изначально толпа была готова на переговоры, но вскоре сочла уступки правительства за слабость. Например, министра промышленности ГДР Зельбмана, расскзавшего демонстрантам про отмену повышенных норм выработки, просто освистали. Всё новые требования, словно растущее морское цунами угрожало уничтожить молодое государство.

Масссовые выступления длились с 17 по 23 июня 1953 года. В них поучаствовали, по разным оценкам, от 500 тысяч, до полутора миллиона граждан ГДР. Призывы к справедливости быстро переделали в ультимативные требования «свободных выборов» и даже объединения с ФРГ. Больше того, радикальные элементы захватывали пресс-центры и радиостанции, с целью расширения восстания на всю страну. Катастрофа становилась проблемой «жизни и смерти» для Восточной Германии.

Стремительное подавление мятежа и информационная фальшивка

Быстрая утрата контроля властями ГДР над ситуациией, из-за недостатка собственных сил для подавления бунта заставило вмешаться советскую оккупационную администрацию. На помощь законному правительству Восточной Германии пришли подразделения Советской Армии. Общее руководство подавлением мятежа было поручено Л. П. Берия. Он привлёк к операции 20 тысяч военнослужащих и не менее сотни танков и бронемашин.

Мятеж подавили жёстко и быстро, безо всякой «толерантности». Удивляться здесь нечему, после войны прошло всего немногим более восьми лет. По официальным данным погибло 55 повстанцев, 20 смертей не были подтверждены, а раненых и вовсе не считали. Западные газеты и радио активно освещали ход событий в ГДР. Нужна была сенсация.

В какой-то момент всплыл слух, про нескольких советских солдат и сержантов. Они отказались открыть огонь «на поражение» в «мирно громящих всё вокруг» протестующих немцев. Отказников (по слухам) сразу же арестовали и без проволочек, расстреляли в каком-то лесу. Вроде бы «правдоподобно», но без подтверждений выглядит не очень убедительно.

«Но был один, который не стрелял…» и даже не один?

Вскоре появились подробности от «свидетеля», бывшего майор Советской армии Роньшина (правда, он не был очевидцем, перебежал на Запад за три месяца до бунта). Роньшин рассказал, что 28 июня 1958 г., недалеко от города Бидериц, в Магдебургском лесу, без суда и следствия расстреляли 18 советских военнослужащих 73-го стрелкового полка. Солдаты полка не выполнили приказ: "стрелять по безоружным людям".

По словам перебежчика, полк построили в одну шеренгу, отсчитали каждого 25-го и расстреляли. Антисоветчиками из НТС приводились и фамилии жертв: Дятковский, Тюляков, Щербина и другие. Потом, в скотобойне берлинского района Фридрихсхайн расстреляли еще 23 солдата, таким образом, всего убиты 41 человек. «Энтэсовцы» попытались раздать листовки с этой информацией советским военным. Тщетно.

В этих «подмётных письмах» писали про «сводную команду автоматчиков», которая охраняла тюрьму в Магдебург-Нейштадте. Эти бойцы задачу не выполнили, отказавшись стрелять в невооруженных повстанцев, за это солдат и сержантов казнили. Про «децимацию» целого полка забыли? Ну да ладно, "все могут ошибаться в деталях, но не в главном!» Главное, в 1954 году взяли и «без всякой бюрократии» просто поставили памятный знак в «память убитым» на территории Западного Берлина. Так вернее.

Тщетные поиски – процесс важнее результата

Прошли десятилетия, история эта уже забывалась, но грянула "перестройка". Особенный интерес к этой "казни" проснулся после объединения Германии. В 1994 году, под Магдебургом нашли захоронение 32-х (?) человек, тела не идентифицировали, но по найденной в могиле пыльце растений установили, что хоронили в июне. Всё сошлось! Год, правдр, не определили. Ну, тут проще: «какой надо, такой и год».

Следует отметить, что немецкие историки по-честному пытались найти в бывшем СССР родственников «расстрелянных» советских солдат. Обещали рассмотреть иски от родственников жертв на материальные компенсации. Однако на соблазнительные призывы никто не отозвался. Следов лиц, фамилии которых указаны в листовках, не нашлось. Можно смело предполагать, что таких людей не было вовсе.

А вот следы бывшего майора Роньшина, после этой истории растворились в западном мире «наживы и чистогана» как в кислоте. Однообразны и незавидны судьбы предателей.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц