Найти тему

«Поющие в терновнике» (Колин Маккалоу) – Единственная прочитанная книга не любителя читать, т.е. мамы.

Читать статью лучше после прочтения данного произведения*.

Давайте разберёмся, чем же людей цепляет этот роман уже много десятилетий.

Начнём размышление на эту тему с моей личной истории знакомства с данным романом. Мне посоветовала его мама ещё лет пять назад, но, как вы знаете, до некоторых вещей наши руки могут не доходить слишком большой промежуток времени.

Стоит также отметить, что моя мама не любитель книг, она не может ничего читать дольше трёх минут, а потом находит занятие намного интереснее, например, мытьё посуды или сон. В общем тяжёлый случай. Но именно это произведение она прочитала взахлёб. Этот факт сразу заинтриговал меня. Сначала мне подумалось, что дело было в том, что эту книгу ей подарил мой папа. Он преподнёс ей её, когда они только начали встречаться. Я сразу подумала про то, что не последнюю роль в этой истории сыграл конфетно-букетный период и внимание от любимого. Но как только я начала читать, сразу поняла, что дело не в этом.

Первое с чем я столкнулась было то, что это оказался не просто роман с типичной историей двух влюбленных, например, с концепцией «от ненависти до любви». Не хочу никого оскорбить, кто пишет работу с таким сюжетом или уже написал такую работу, и уж тем более не хочу обидеть тех, кто обожает читать сюжеты с таким поворотом. Мы, люди, падкие на эмоции. Но всё же меня это поразило. Поразило то, что мы знакомимся с главной героиней Мэгги Клири, когда она ещё совсем крошка, которую обижают старшие братья. У меня сразу появились к ней на первых порах чуть ли не материнские чувства. И, наверное, это один из фактов, которые сразу привязывает к герою.

Мы сопереживаем всем страданиям Мэгги и её семьи. От тяжелого переезда, незнакомой страны, невыносимого климата Австралии, сердце трепещет от судьбы мама Мэгги −Фионы. Каждый раз, когда мы узнаем, что она в очередной раз беременна, сразу хочется крепко обнять эту сильную женщину, у которой нет выбора. Она должна вынашивать детей, рожать их в муках и брать на себя всё больше хлопот по дому и по хозяйству с каждым новым членом семьи. И это даже если не говорить о её первой любви, о незаконном ребёнке, о вынужденном браке, в котором она слишком поздно поняла, что любит мужа. Вся её жизнь страдания. И мы читаем, молясь о том, что застанем момент на страницах, когда ей станет легче, когда боль отступит, когда появится хоть какое-то ощущение покоя. Но покой не наступает. И боль не уходит.

Нельзя не сказать про знаменитого Ральфа де Брикассара, который является настоящей любовью главной героини. У меня сложилось о нём двоякое впечатление. Не сложно догадаться, что автор изобразил его идеалом по внешнему облику и придал ему достаточно харизмы, чтобы он с лёгкостью захватил наши сердца. И он, взаправду, цепляет… Но вот все его поступки… Честно говоря, по ощущениям сравнимы с ударом перчатки по лицу. Он забрал деньги Мэри Карсон, пусть ему за этот поступок Пэдди и был благодарен, сразу становится понятно, что святой отец, не такой уж и святой.

Его вера в Бога приносит страдания и ему, и впоследствии Мэгги. Но дело не только в благородной вере, за ней кроется нечто тёмное. Он стремится за титулом, властью и славой, и достигает своих целей, но вместе с этим разбивает свою судьбу, судьбу Мэгги, её дома и даже их сына, о котором он до последнего не знал. Наверное, странно винить во всём произошедшим его, но, читая моменты с ним, чувствуешь только бессилие. Ничего нельзя сделать, он не может быть обычным человеком, не может жить простой жизнью и иметь семью. И от этого так тошно. Тошно, что такая потрясающая женщина, как Мэгги, не может обрести счастье, не может найти другую любовь, а её попытка выйти замуж за другого человека заканчивается полным провалом. Ральф и Мэгги привязаны друг к другу стальными нитями и не могут порвать их. Не могут сделать ничего. И вся их жизнь − это столкновение друг с другом, в попытках найти выход, которого нет, а потом смирение с тем, что ничего изменить нельзя.

Стоит упомянуть про Джастину О’Нил, родную дочь Мэгги и её законного мужа Люка. Весьма неоднозначный для меня персонаж. Я не смогла к ней проникнуться глубокой симпатией до последних страниц и мне даже непонятно, почему она среди всей семьи смогла найти какое-то подобие счастья, пока удел всех остальных был бесследно исчезнуть с лица Земли? Хотя, подозреваю, её удача как раз и скрыта в том, что она так на них не похожа.

На мой взгляд, в этом романе нет счастливого конца. Почти ни один герой не находит счастье. И мне часто становилось страшно от мысли, а что, если настоящая жизнь такая же? Что на свете есть куча людей, который проживают в муках всю жизнь, что надежда многих угасает с каждым прожитым днём или годом.

К концу этого шедевра ты чувствуешь каждый удар в этой книге по героям, как собственную боль, проходишь через смирение, что ничего сделать зачастую нельзя и надо принимать всё, как есть. И боль, и утраты, и бессилие.

Мы приходим к тому, что родной дом Мэгии – Дрохеда останется в будущем без наследников, что вся семья просто вымрет со временем, потому что нет потомков, которые хотели бы остаться дома. Семья Клири была, а потом со временем исчезнет, будто бы этого чу’дного семейства и не было, и останется от них только семейное кладбище рядом с домом, но будет ли кто ходить на их могилы?

И теперь мы снова вернёмся к вопросу − так что же зацепила меня и мою маму?

Наверное, стоит признать, что слишком большое количество неподдельной печали от прочтения, искренняя привязанность к героям, сочувствие им как родным, огромное чувство несправедливости и надежда, что в настоящей жизни нас такое обойдет стороной.

Для меня дело точно было не в запретной любви, я желала Мэгги только счастья, и пусть даже не с Отцом Ральфом. И мне было искренне жаль, когда малютка Мэг так и не смогла выбраться из колючек этой неправильной, болезненной привязанности к одному человеку.

Моя мама согласилась с моим мнением, что мы продолжаем читать, потому что в нас живёт надежда на счастливый исход, но с каждой новой страницей становится прозрачнее факт, что наши надежны мнимы и дальше будет только хуже.

Второе название, которое я дала этому произведению – «Надежды, которые не сбылись».