Как и другие книги Марины Степновой, «Сад», выпущенный в 2020 году, вызвал массу споров и обсуждений. Автор рассказывает, что роман стал экспериментом, своеобразным исследованием того, каким может вырасти человек, воспитанный вне правил и социальных конвенций. Что ж, можем порадоваться, что подобный опыт прошел в безопасном литературном формате. Роман-эксперимент – это своеобразная игра, ребус для читателей, которых автор приглашает найти знакомые литературные типажи (легкий уровень), ответить на заданные вопросы (уровень для продвинутых) и принять участие в странном опыте, от изучения которого невозможно оторваться (выдержат только знатоки).
Однако, как любое интеллектуальное развлечение, литературная игра не всем придется по вкусу. Я попробовала разобраться в ее правилах.
Легенда и сеттинг
Сюжет вращается вокруг семьи князей Борятинских – представителей высшего света, по воле судеб переехавших жить в деревню. Точнее, в деревню переехала возрастная княгиня, родившая ребенка после 40 и ставшая изгоем. Отверженная столичным обществом, она нашла утешение в воспитании позднего ребенка и забыла о себе, свете и даже муже. Муж, к слову, не выдержал деревенского отшельничества и вернулся в Петербург, чтобы по старой привычке прожигать жизнь и богатство. При этом дочь Борятинских Туся – странный, эгоистичный ребенок, который слушает только семейного врача Мейзеля, настоявшего на том, что девочка должна расти без оглядки на привычные правила. Дальнейшее развитие романа посвящено как раз взрослению и становлению Туси, ее выбору жизненного пути, взаимоотношению с собой и миром, с семьей и… садом. Сад, кстати, появляется в романе весьма по-чеховски - как символ дворянского счастья матери Туси. И, конечно, исчезает в конце, олицетворяя смену эпох.
Если вам близки подобные истории, то приглашаю последовать дальше.
Основные участники
Зашкаливающее количество литературных архетипов и аллюзий к русской классике – то, что бросается в глаза сразу же и становится заметно даже самому неопытному «игроку». Так, княгиня Борятинская, променявшая шикарную жизнь на деревенскую простоту, – это лихая смесь матери Татьяны Лариной с Любовью Раневской. Туся же – персонаж сложный, но яркий и самобытный - своей притягательной некрасивостью, свободолюбием и непосредственностью во многом напоминает Наташу Ростову. Из того же мира в «Сад» попадает и Нюта – честная, трудолюбивая, красивая девочка, оставшаяся без родителей. Ее судьба – остаться приживалкой, лишенной жениха и всеми забытой. Это ли не толстовская Соня из «Войны и мира»? Виктор Радович, душевная привязанность обеих девушек, словно сошел со страниц книг Вениамина Каверина или Льва Кассиля (конечно, в более неприглядном виде). Самым интересным из главных героев является, пожалуй, тот самый врач Мейзель – однозначно неприятный и странный, он получился при этом живым, сильным и оригинальным.
И все же, смесь набивших оскомину стереотипов превращает литературную мистерию в балаган, созданный грубо и наспех. Возможно, в этом и была задумка автора – показать то, как типичные сюжеты и персонажи русской литературы могли бы взаимодействовать в одном романе. Если это действительно так, то желанная цель достигнута. А нам остается наблюдать, как автор дергает за ниточки своих марионеток. И думать: а что сделали бы с ними мы?
Оформление
Острый, образный, неизменно узнаваемый язык произведений Степновой, как мощная волна, накрывает читателя и уносит за собой, не давая времени на передышку. Язык Степновой заставляет стремительно глотать страницу за страницей и наслаждаться красотой авторской речи.
Однако при ближайшем рассмотрении восторг от филигранной словесности затухает. Разрозненное, логически не продуманное повествование усугубляется обилием ненормативной лексики и физиологических подробностей, вызывающих приступы тошноты. И если сумбурность запутанного сюжета можно считать любопытной особенностью прозы Степновой, то отвратительные детали способны отпугнуть даже самых преданных фанатов. Игра только для взрослых – строго 18+.
В подаче истории чувствуется авторская насмешка, которой при этом не хватает сатирической тонкости. Нарочито глупые и беспечные богачи, нарочито необразованные и неинтересные крестьяне, нарочито благородные и несчастные обедневшие дворяне… «Нарочито» - лучшее определение романа, читая который, невольно начинаешь задумываться: а не смеется ли автор над всеми нами? Автор имеет на это право, но не все игроки согласны на эти условия.
Игра на внимание
Вот мы и дошли до очевидного минуса этого занятного книжного ребуса. Действие разворачивается во второй половине ХIХ века – эпохе перемен, подарившей униженным и оскорблённым новые возможности и надежды. Среди этих несчастных, по мнению Степновой, - страдающие от безделья женщины, обедневшие дворяне, ограниченные крестьяне и свободолюбивые студенты. На первый взгляд, звучит справедливо, но почему представителем студенчества выступает именно брат Владимира Ленина? Тем более, что автор намекает на его гомосексуальные наклонности – подтверждения этой теории мне не удалось найти. И зачем, изображая типичную дворянскую семью, Степнова выбирает известную дворянскую фамилию Барятинских (заменив «а» на «о»), если жизни семей имеют мало что общего? В общем и целом, быт дворян и крестьян того времени описан скорее наметками, которые дают лишь призрачное понимание эпохи. Автор ловко тасует карты и факты в угоду истории, и это не может считаться нормой для романа, заявленного как достойное продолжение русской классики.
Вывод: играйте, если вы достаточно знакомы с историей и литературой, чтобы отметать ненужное. Или если эти моменты игры для вас не принципиальны.
Задания для продвинутых
Безусловный плюс романа Степновой – широкий круг вопросов, которые она поднимает. Извечные проблемы русской классики очень удачно подаются с помощью свежего, страстного сюжета. Можно ли растить ребенка, как растение в поле? Как сохранить свободу, когда другие на нее посягают? Возможно ли исправить ошибки, результат которых гложет душу каждый день? И, наконец, что делает человека человеком? Старо как мир, но автор в компании с читателем-игроком (а книга раскрывается именно при игре в четыре руки) умудряется показать ответы с нового, неожиданного ракурса. Приятный сюрприз для участников.
Инструкция
Несмотря на все недостатки произведения, сила и страсть истории, великолепный язык и поднятые автором проблемы делают роман «Сад» достойным самого пристального внимания. Нет гарантии, что книга придется читателю по вкусу, но это именно тот опыт, который формирует литературный вкус, помогает определиться в своих предпочтениях и дает пищу для длительных разговоров с единомышленниками. «Сад» - книга, которая вызывает бурю чувств и мыслей, выбивает на время из колеи и не выходит из головы. Разве этого недостаточно для того, чтобы потратить на нее время?
Так что читайте, вникайте и обсуждайте в компании единомышленников. В конечном счете, правила придумываем и адаптируем мы сами. А приятная компания способна скрасить даже самые неудачные моменты интересного, но несовершенного ребуса.