Мы продолжаем наш экскурс в историю Петербурга и его окрестностей. В центре нашего внимания вновь наиболее популярные у покупателей новостроек комфорт-класса локации – на сей раз это Колпино, Шушары, Новоселье и Пулковские высоты. Посмотрим, что же было на месте новых домов 50 и даже 100 лет назад.
Колпино
Первая точка нашего виртуального «путешествия» - Колпино. История у этого населенного пункта богатая и берет начало с 1722 года. Понятно, что центром притяжения всегда были знаменитые Ижорские заводы, так что вплоть до начала XX века Колпино фактически был рабочим посёлком – с деревянными бараками и удобствами на улице. Каменных строений к 1914 году насчитывалось всего два-три десятка.
Во время войны ставший к тому времени городом Колпино фактически был стёрт с лица земли и его пришлось отстраивать заново (хотя некоторые исторические здания всё же удалось восстановить). Тем не менее, подавляющая часть его современной жилой застройки – это сталинки (их поменьше) и хрущёвки (их больше всего плюс ещё панельные дома более позднесоветского времени). Престижным город среди очередников не был, сюда редко переселялись из Ленинграда даже если предлагали отдельную квартиру вместо комнаты. И дело было не только в отдаленности, но и в качестве жилого фонда.
Ситуация начала меняться только в последние 15 лет – в Колпино пришли застройщики, стали появляться крупные жилые кварталы. К тому же здесь первой началась реновация – снесли ветхие сталинки – и первой же завершилась (уточним: именно в городе Колпино, а не Колпинском районе). Качество жилого фонда начало медленно, но верно расти, а цены на жилье и по сей день остаются невысокими.
Одним из наиболее интересных проектов в Колпинском районе Петербурга считается малоэтажный городок «Юттери» от компании «Ленстройтрест». Работа над ним началась ещё в 2013 году, а в 2017-м по инициативе застройщика Лагерному шоссе вернули название Воскресенское – именно здесь компания и строит дома. В принципе, можно сказать, что в этой части города до этого не было ничего – две магистрали, поля, деревья и частный сектор, который и по сей день частично сохранился.
Реализация малоэтажного проекта «Юттери», разработанного финскими архитекторами, уже завершается. Появилась инфраструктура: магазины и предприятия сферы услуг на первых этажах, детский сад, скорое будет сдана школа со стадионом. При этом здесь сейчас можно приобрести квартиру по цене менее 5 млн рублей.
Шушары
Вплоть до начала XXI века Шушары плотно ассоциировались с одноименным совхозом – крупным и довольно успешным (далеко не все могли этим похвастаться). В советские времена здесь выращивали практически всё – от капусты до свеклы, в 70-е вместо сгнивших бараков построили несколько небольших панельных и кирпичных домов, где жили преимущественно сами совхозники. А ещё появилась главная достопримечательность - дом культуры «Нива», где начинали свою концертную деятельность такие легенды русского рока, как «Кино», «Алиса», «АукцЫон» и «ДДТ». В это время в небольшой поселок съезжалась вся прогрессивная молодежь Ленинграда, приводя в оцепенение местных жителей. Сейчас на месте ДК находится 19-этажный жилой дом.
Далее, в середине «нулевых» с Шушарами произошло ровно то же, что и с другими бывшими сельхозугодьями – их начали застраивать жилыми высотками. Сначала это фактически монопольно делала компания «Дальпитерстрой», затем присоединились другие девелоперы. Но на развитие социальной инфраструктуры и дорог никто внимания не обращал. Привело это к сегодняшней печальной картине: постоянные пробки на въезд и на выезд, страшный дефицит мест в детсадах и школах, отсутствие зелени и «парковочный ад» во дворах. Отчасти компенсирует это только низкие цены на квартиры – дешевле, чем здесь, найти трудно.
Пулковские высоты
Живописная малоэтажная застройка на Пулковских высотах появилась всего 10 лет назад и формально это – тоже часть Шушар. Но только формально, поскольку от КАД расположена она довольно далеко, так что транспортная доступность здесь пока оставляет желать много лучшего. Зато воздух чистейший за счёт нахождения на возвышенности.
В начале XVIII века здесь было расположено несколько хуторов, которые спустя 100 лет срослись в одну деревню Большое Пулково. Впрочем, всяческие её следы были стёрты с лица земли в блокаду (линия фронта проходила всего в километре). После войны здесь выращивали морковь и свёклу, а ещё для совхозников построили пять домов и небольшой детсад. Добраться сюда из Ленинграда можно было на единственном автобусе, но в города местные ездили не особенно часто, ведь работали они тут же, недалеко от жилищ.
В начале 2010-х началась застройка Пулковских высот малоэтажным жильем, в 2014 году открыли первую очередь «Экспофорума», соседство с которым дает переехавшим сюда горожанам множество преференций: новую дорогу, путепровод и строящуюся железнодорожную платформу. Но с социальной инфраструктурой тут по-прежнему всё плохо – и выставочный центр тут никак не поможет.
Новоселье
В отличие от Шушар, Новоселье богатой сельскохозяйственной историей похвастаться не может: совхозные земли находились восточнее, в районе Горелово. А поселок Новоселье на протяжении полутора веков был… просто посёлком. Сначала всего на 4 двора и 8 жителей, к началу Великой Отечественной войны – на 300 человек, а 20 лет назад число жителей перевалило за 2 тысячи. К тому времени тут уже построили несколько хрущевок, но частный сектор, конечно, занимал 90% территории. Любопытно, что Новоселье в советский период успело побывать в составе четырёх разных районов, но в итоге «вернулось» в Ломоносовский.
Застройщики пришли сюда в 2008 году, с тех пор население начало бурно расти и сегодня превышает 10 тыс. человек. И это несмотря на не самое удобное местоположение: далеко от метро, железной дороги и общественным транспортом, прекращающем работу в 22 часа. Была надежда на то, что рядом построят ещё один ТРК «МЕГА», но теперь её нет. Правда, социальная инфраструктура активно строится – это радует.
Резюмируем: из всех рассмотренных вариантов наиболее сбалансированным кажется нам Колпино: здесь нет проблем с социальной инфраструктурой, достойная транспортная доступность и перспективы её улучшения (скоростной трамвай). У остальных те или иные проблемы налицо.