В годы Первой мировой войны в странах Антанты применительно к Сербии употреблялся устойчивый эпитет Gallant Serbia — «доблестная Сербия» или, если хотите, «рыцарственная Сербия» (см. словарные значения слова gallantry — отвага, храбрость, доблесть, но в то же время галантность и изысканность, одним словом — рыцарственность). Был даже написан военный марш, до сих пор часто исполняемый английскими военными духовыми оркестрами (можно послушать тут).
С сожалением приходится констатировать, что сегодня Великобритания продвигает в Сербии не традиционную рыцарственность (отвагу, доблесть), а совершенно друге ценности. 10-11 июня в Белграде прошло мероприятие под названием «Драгославия», основным спонсором которого выступил British Council, при участии посольства Швеции и нескольких международных НКО.
«Драгославия», дорогие читатели, это трансбалканский фестиваль дрэг-культуры. А дрэг-культура, как мы уже объясняли в статье про очень специфическое мероприятие «Мирдита — Добар дан», это «Верка Сердючка и Кончита Вюрст». Оставляем в стороне вопрос о том, насколько кривляние в женском платье особей с небинарной гендерной идентичностью может считаться культурой или искусством. В наше время искусством считается вообще всё, на что хозяева дискурса лепят этот ярлык. Мероприятие это вызвало протест и недоумение не из-за содержания как такового — после «Мирдиты» и Прайдов (гей-парадов) белградцев уже ничем не удивишь — а именно формой подачи. Тут организаторы, что называется, сами нарывались на негативную реакцию, абсолютно сознательно и прицельно.
Символом мероприятия стал флаг коммунистической Югославии, раскрашенный не в привычные, а в более милые сердцу квир-публики розовый и голубой цвета. Изображения перформеров (все-таки нет у нас моральных сил называть участников фестиваля «артистами») на плакатах фестиваля стали пародией на югославских партизан Второй мировой, в пилотках-«титовках» с пятиконечными звездами. Само название события одинаково возмутило в Сербии и левых, и правых. Первые в нем увидели издевательство над Югославией, вторые — над памятью вождя сербских четников генерала Дражи Михайловича. Главный организатор фестиваля, которого зовут Андрей Острошки (когда он в мужском платье) и Декаденца (когда он в женском), по поводу Дражи Михайловича написал в соцсетях: «Нет, про него мы вообще не думали, но получилось круто». То есть про глумление над югославской и партизанской символикой организаторы вполне себе думали.
Среди участников фестиваля были заявлены дрэг-квинс «от Вардара до Триглава» (иначе какой же он трансбалканский?), однако же по факту было 18 перформеров из Сербии и двое из Словении. Хорваты, боснийцы, черногорцы и македонцы мероприятие проигнорировали. Как и косовские албанцы — но те уже отстрелялись на «Мирдите». С другой стороны, это первый подобный фестиваль: очевидно, что с раскруткой у организаторов не всё гладко. Еще один факт о событии: в организации чисто технически участвовало 15 человек. 20 перформеров, 15 организаторов, и всем надо заплатить хотя бы суточные (а двум словенцам еще и перелет), плюс аренда зала (а вернее двух залов: круглый стол «Является ли дрэг искусством?» проходил в Культурном центре Белграда, а собственно выступления — на сцене Дома молодежи). На выходе получается довольно серьезная сумма, но когда Британский Совет это останавливало?
Читатель вправе спросить, а зачем всё это Британскому Совету (и шведскому посольству)?
Для начала расскажем об эпизоде, имевшем место буквально накануне открытия «Драгославии». В белградском аквапарке «Ледине» в ночь с 5 на 6 июня произошло то, что не назовешь иначе как грязная драка. Побоище затеяли трое граждан Кубы, публично совершавшие друг с другом действия сексуального характера, и одна их согражданка, громко подбадривавшая земляков. Когда кубинским молодым людям было сделано замечание на предмет того, что негоже подобными делами заниматься на глазах у детей, они начали проявлять агрессию. С другой стороны, дети, развлекающиеся в полночном аквапарке, это тоже довольно странно. Как бы то ни было, кубинцы полезли в драку. Особенно единственная среди них женщина, которая начала бросаться на людей, кусаться, кидаться стаканами, выкрикивая на английском и испанском, что у нее СПИД и она сейчас всех кругом перезаражает. Сербские друзья кубинцев, общим числом тоже четверо, предпочли тихо скрыться с места событий, а иностранцев задержали и препроводили в полицию. По итогам грязной драки в аквапарке пятеро сербов получили травмы, один тяжелую — черепно-мозговую.
Примечательно, что выходка кубинских сторонников однополых отношений (и их подруги) произошла как раз на полпути от «Мирдиты» к «Драгославии». Всё это —звенья одной цепи. Условный «собирательный Запад» как может пытается рушить традицию везде, где с нею сталкивается. Нет для современного woke-общества худшего врага, чем традиция («вокеизм» или, на несколько корявом русском, «пробудизм» — собирательное название всех тех прелестей, что мы сегодня на Западе наблюдаем: от BLM, до общественных туалетов для гендерно неопределившихся). Огонь по насквозь традиционалистской Сербии ведется из орудий всех калибров, от международно спонсируемых фестивалей до вроде бы спонтанных хулиганских выходок в общественных местах. То есть драка в аквапарке, может быть, и была спонтанной, но всё равно это — часть системного взлома сербского культурного кода, нравится это кому-то или нет.
Возникает закономерный вопрос: как России на все это реагировать — да и надо ли реагировать вообще?
Ответ достаточно прост и самоочевиден. Есть в Белграде British Council, который продвигает и спонсирует формы культурного досуга, подобные «Драгославии» и «Мирдите». А есть Русский Дом, представительство Россотрудничества, продвигающий российскую мягкую силу так же, как Британский Совет — британскую, Гёте-Институт — германскую, Институт Конфуция — китайскую. Какие культурные мероприятия предлагает заинтересованным Русский Дом в этом месяце? Ну, например, стараниями Русского Дома осуществлено переиздание комикса русских художников-эмигрантов К. Кузнецова и П. Полякова «Петр Великий», рассказывающего, в том числе, и об отношении Петра I к Балканам. Комикс переиздан отлично, нет сомнения в том, что он найдет своего читателя, тем более что тысячу экземпляров раздадут бесплатно. А, скажем, 1 июня при участии Русского Дома в Троицком Храме прошла поминальная служба по российским добровольцам, погибшим за Сербию в войнах 1991-1999 гг. А еще Русский Дом помог осуществить мечту сербской девочке с Косово Павлине Радованович, которая хотела увидеть Москву, а в перспективе — учиться в России вокалу. Девочке организовали и поездку, и прослушивание в Гнесинке, и концерты в столице. По возвращении она выступила на сцене Русского Дома, а потом спела с сербской рэп-формацией «Белградский Синдикат» (традиционалисты и большие друзья России).
Если Россия хорошо делает свою работу по культурному сотрудничеству и сохранению исторической памяти, никакой Британский Совет с его цепными дрэг-квинсами нам не страшен. Когда на одной сцене выступают размалеванные трансгендеры, а на другой — «Белградский Синдикат» и девочка Павлина, излишне спрашивать, кто белградцам более симпатичен.