Расширение Искусственного Мира
- Искусственный мир нужно создавать там, тогда и так, где, когда и как это нужно людям; природный мир велик, места на всех хватит.
Формирование Искусственного Мира «по месту», ad hoc, выглядит с глобальной точки зрения довольно беспорядочным, а значит, нерациональным. Конечно, в каждом конкретном месте каждый конкретный акт создания Искусственного Мира осуществляется логично, в плановом и упорядоченном формате. Потому такой подход называется «по месту». Однако общая картина похожа на картину слепого и пьяного художника-абстракциониста, да простят меня художники за неудачное сравнение. Но ничего другого, увы, в голову не приходит.
Формирование Искусственного Мира можно рассматривать как комбинацию создания условий обитания, организации производства благ, и самого производства благ. Производство благ состоит в формировании благ, обеспечении занятости и создании технологии производства.
В нынешней парадигме формирования Искусственного Мира условия обитания создаются путём обеспечения локального обитания (дома, посёлки, города и т. д.) и локального производства, а также логистики связи между ними. Производство благ организуется по отраслевому принципу и нацелено на количественный рост как номенклатуры товаров, так и товарной массы. Блага (товары и услуги) при этом создаются предпочтительно массово; обеспечение занятости нацелено на рост занятости в производстве благ; а технология производства основана на «производственной необходимости», зависящей от доступных ресурсов, машин и людей.
В чём проблема с таким формированием Искусственного Мира? Эта беспорядочность ведёт к избыточному потреблению природных ресурсов, излишнему вытеснению Природного Мира и – да! – к чрезмерным отходам.
Кризис формирования Искусственного Мира происходит в виде перехода от привычного подхода формирования «по месту» к противоположному подходу, единому процессу формирования.
Чтобы рационально и экономно формировать Искусственный Мир, эта задача должна решаться комплексно и упорядочено. Правда, для этого тоже потребуется пока недоступный объём интеллектуального труда. Где его взять? Потерпите, об этом чуть позже.
Новая парадигма формирования Искусственного Мира, основанная на едином процессе, потребует обеспечивать глобальные условия обитания, при которых каждый может жить где угодно; производство благ будет организовано в виде единой «техноткани» (это понятие введено в оборот Вазгеном Авагяном в книге «Техномика»), в которой все отдельные производства органично связаны с другими в единую тесно взаимодействующую систему, и будет нацелено на рост качества производимых благ. Под качеством производимых благ будем понимать как можно более полное их соответствие индивидуальным требованиям каждого потребителя этих благ.
Последнее требование очень важно по следующей причине. Производимые массово товары и услуги используются по принципу «один размер подходит всем» (one size fits all). Это неизбежно приводит к избыточным характеристикам товаров и услуг, а значит, к перерасходу природных ресурсов на их создание. Чем более точно блага отвечают индивидуальным требованиям каждого потребителя, тем меньше природных ресурсов на них расходуется.
Как обеспечить повышение качества производимых благ? С точки зрения формирования этих благ требуется перейти от массового производства к эргономичной индивидуальной настройке. При этом технологии ad hoc должны заменяться на единое, рациональное технологичное производство. А значит, занятость людей в производстве благ должна снижаться. А куда девать «лишних людей»? Эти люди должны сменить род занятий: вместо участия в производстве благ, они должны заняться интеллектуальным трудом. Помните, мы говорили, что для смены парадигм потребуются огромные затраты интеллектуального труда? Высвобождение людей от производственного труда позволит создать армию работников интеллектуального труда. А вот о том, как это можно будет сделать и как они будут работать – поговорим позже.
Как видим, и здесь на всех уровнях произойдут смены парадигм, а значит, системные кризисы. Увы.
Итак, новое правило будет выглядеть так:
Искусственный мир нужно создавать по единому плану там, тогда и так, где, когда и как это нужно и людям, и природному миру.
Мотивация человека
- Главная мотивация любого человека – удовлетворять свои потребности там, где он находится, и пока он жив; всё, что находится за этими пределами, человеку неинтересно.
Зачастую массовая мотивация выражается в виде идеологии.
Существует множество определений понятия идеология, и самое простое из них такое: идеология – это выражение частных интересов в форме всеобщности.
Идеология – это мотивация, общая для какой-то общественной группы. Это мотивация принятия тех или иных однонаправленных решений, это основа Единомыслия в этой группе. Идеология, Единомыслие, однонаправленная мотивация – это то, что делает из множества индивидуумов общественную группу, то, что их объединяет.
Не всегда идеология бывает откровенно выраженной. Да, существуют Заповеди, существовал (во многом с них списанный) Моральный Кодекс Строителя Коммунизма. Но ведь нигде не прописан в явном виде «Кодекс Капиталиста» или «Кодекс Глобалиста», и это совсем не означает, что идеологии капитализма или глобализма не существует. Существует, да ещё и как!
Сейчас, в «эпоху всепобеждающего глобального капиталистического рынка», господствующая идеология может быть описана так:
- Личные и общественные цели – сугубо экономические, локальные, определяемые биологической локацией человека или сообщества: непосредственной досягаемостью и временем жизни.
- Отношение человека или сообщества к окружающим строится на принципах эгоизма и индивидуализма.
- Отношения человека или сообщества с окружающими сводится к жёсткой конкурентной борьбе.
- Роль человека или сообщества в окружении определяется индивидуальной свободой и вседозволенностью.
- Критерием успеха человека или сообщества является прибыль, выгода (не обязательно финансовая), получаемая практически любой ценой.
Вот вам и основы мотивации тех, кто хочет «вписаться в рынок»: думай только о себе и о том, что тебе удобно и выгодно; не думай о других иначе чем в терминах жёсткой конкуренции; помни, что тебе дозволено всё, чтобы добиваться максимальной личной выгоды, чтобы быть успешным.
Эта идеология, эта мотивация, доведённая до предела, сама по себе способна развалить человеческое общество (а то и всё Человечество) на отдельные банды, воюющие «все против всех». Реально ли при этом сохранить хотя бы остатки цивилизованности? Вряд ли. Повсеместная и долговременная победа этой идеологии просто уничтожит Человечество.
С точки зрения кризиса роста Искусственного Мира, для перехода к росту качества жизни Человечества требуется переход от эгоистической идеологии «биологической локации» к идеологии «религиозного сознания» (оба этих термина предложены Вазгеном Авагяном в статье «Сеялка или давилка?»). Эту новую идеологию можно описать так:
- Личные и общественные цели – над-экономические, глобальные, определяемые «религиозным сознанием» людей и сообществ: всеобщими интересами Человечества и Вечностью.
- Отношение человека и сообщества к окружающим основано на коллективизме.
- Отношения человека и сообщества с окружающими строится на сотрудничестве.
- Роль человека и сообщества в окружении строится на принципах ответственности и взаимоуважения.
- Критерием успеха человека и сообщества становится вклад в общее благо.
Понятно, что описания нынешней и будущей идеологий весьма идеализированы. Но именно переход от «привычных» принципов мотивации людей к новым позволит обеспечить переход от безудержного количественного роста Искусственного Мира к росту качества жизни.
Такой идеологический переход невозможно осуществить одним рывком. Опыт революций и контрреволюций показывает, что смена идеологий требует много времени – чаще всего, десятилетий. Сколько времени и сил потребует переход от индивидуальной, эгоистической мотивации, характерной для сознания биологической локации, к мотивации на всеобщее благо, характерной для религиозного сознания? Как его осуществить? Это очень сложные вопросы.
Переходный процесс смены общественного идеологии можно представить в виде трёх переходных процессов.
Первый знаменует замену «Великой Мечты» построения богатого общества на построение общества высокого качества жизни, а в рамках этой смены – также замену богатства как критерия успешности на вклад в общественное благо.
Второй – это переход от «локальной заботы» об Искусственном Мире, когда каждый человек и каждое сообщество заботится только о своём «уютном уголке», к «глобальной заботе», когда все заботятся обо всём Природно-Искусственном Мире.
А третьим станет переход в отношениях между человеком и обществом от индивидуализма к коллективизму:
- в социальных отношениях – от заботы о себе к заботе о других,
- в вопросах нравственности – от беспредела свободы к уважению к другим,
- в вопросах порядочности – от преследования личных интересов к взаимовыгодным отношениям.
Очень непростые переходы. Не будем спрашивать, возможны ли они. Поверьте: возможны. Жизнь заставит. Насколько это будет болезненно и для отдельных людей, и для различных сообществ? Как и любой системный кризис, и этот будет очень болезненным. Смена личных и общественных ценностей всегда требует большой боли и даже крови.
Если этот переход будет осуществляться управляемо, наверно, можно будет избежать большого кровопролития. Но всё равно это будет очень больно. А если этот процесс будет оставлен на самотёк – большой крови не избежать. Ведь здесь речь идёт об идеях и идеологиях – а значит, о гражданской, а то и о Мировой войне…
Непростым будет переход к новому правилу мотивации:
Главная мотивация любого человека – удовлетворять потребности общества, с учётом интересов всего человечества и последующих поколений.
Рост численности Человечества
- Рост численности человечества – естественный процесс, и влиять на него никакими мерами невозможно; чем больше людей, тем лучше.
Рост Человечества до недавнего времени определялся положительной обратной связью с ростом Искусственного Мира: Искусственный Мир создаёт условия для роста численности Человечества, а рост численности Человечества создаёт условия для роста Искусственного Мира. Эта положительная связь привела к гиперболическому росту численности Человечества, и этот рост был, как показали многочисленные демографические исследования, весьма устойчивым в течение как минимум 12 тысяч лет, невзирая на многочисленные катаклизмы, эпидемии и войны. Если бы этот рост продолжался и дальше, численность Человечества в наше время должна была устремиться к бесконечности.
Рост Искусственного Мира, по-видимому, даже опережал рост численности Человечества. Об этом можно судить, например, по тому факту, что десятикратный рост численности Человечества с середины XIX века до конца XXI века должен был привести к росту потребления энергии в 100 раз. Понятно, что «стремление к бесконечности» в ближайшее время привело бы к полному исчезновению Природного Мира.
Но сработала отсечка, и сейчас эта положительная обратная связь каким-то образом превращается в отрицательную. Что это за отсечка? Как можно объяснить отрицательную обратную связь между численностью Человечества и ростом Искусственного Мира? Не знаю. Но факт остаётся фактом: рост численности Человечества начал замедляться и, судя по всему, скоро остановится. Понятно, что «скоро» не в масштабах человеческого восприятия (через неделю или через месяц), а в масштабах исторических, примерно к концу XXI века. И вместе с ним замедлится и, наверное, остановится количественный рост Искусственного Мира, прекратится его «неудержимое наступление» на Природный Мир.
Так что мы сейчас живём в условиях глобального демографического кризиса, перехода от гиперболического роста к стабилизации численности населения Земли. Но означает ли это, что остановится эволюция Человека? Ни в коем случае! Человек, как и раньше, будет всё время желать большего, лучшего и т. д. Просто изменится характер этой эволюции, произойдёт переход от количественного роста к росту качества жизни.
С ростом численности Человечества неразрывно связаны рост потребления благ, развитие интеллектуального труда и создание знаний. Со сменой характера роста численности Человечества, которую мы называем демографическим кризисом, возникнут три новых кризиса. Это кризис потребления благ – от количественного и качественного роста к росту уровня качества жизни; кризис интеллектуального труда – от дефицита к изобилию людей, занимающихся интеллектуальным трудом; и кризис знаний – от безудержного роста объёма знаний к контролируемому, целевому созданию и использованию знаний.
Обсудим эти кризисы чуть позже. Возможно, это приоткроет завесу тайны: каким он будет, демографический переходной процесс.
Так каким же будет новое правило?
Изменение численности человечества – управляемый процесс, и он должен быть контролируемым.
Количество и качество потребляемых благ
- Нужно постоянно расширять количество и качество потребляемых благ; чем больше выбор, тем лучше.
Покажи сегодняшние блага человеку, жившему лет эдак 100 назад – будет поражён до самого сердца. А предложи сегодняшнему «аналогичные» блага столетней давности – для начала, не сумеет ими воспользоваться. Недавно это продемонстрировали дети, пытавшиеся понять, зачем нужен телефон с дисковым номеронабирателем и как им пользоваться. Всё время существования Человечества шёл рост количества и качества потребляемых благ. При этом рост этот шёл неупорядоченно и бессистемно.
Как мы уже выяснили, кризис потребления благ станет переходным процессом от количественного и качественного роста потребляемых благ к росту уровня качества жизни.
Переход к качественному росту Искусственного Мира должен сопровождаться переходом к системному подходу к потреблению благ, к росту уровня качества жизни людей и общества. Как будет происходить эта смена парадигмы?
Мы здесь рассмотрим два аспекта потребления благ: желания и защищённость потребителей. Понятно, что это не все аспекты – выявление других потребует дополнительной аналитической работы.
Желания потребителя в нынешнем понимании связаны с необходимостью удовлетворять разные его потребности. Желание возникает, когда потребитель ощущает, что какая-то его потребность не удовлетворена на желаемом уровне. Человек, которого сегодня вполне устраивает его компьютер, завтра захочет больше возможностей, большей надёжности, более удобного интерфейса, большего быстродействия и т. п. А послезавтра старый компьютер уже станет его раздражать. В конце концов, он пойдёт искать «компьютер своей мечты».
Так как мы воспринимаем наши потребности по отдельности, то и желания возникают разрозненно, они редко бывают связаны друг с другом. Возникновение желаний зависит от того, какие средства и способы мы используем для удовлетворения потребностей и как мы эти потребности удовлетворяем. В рамках нынешней парадигмы производства благ нам доступны чаще всего средства и способы, «приблизительно» подходящие для удовлетворения потребностей, а потому и удовлетворяем мы свои потребности не «как хочется», а, скорее, «как получится».
Вернёмся к нашему примеру с компьютером. Вряд ли человеку удастся найти новый компьютер, который бы полностью удовлетворил все его желания. Да и желания-то эти, чаще всего, скрытые, на уровне ощущений. В результате если он ищет более быстрый компьютер, он найдёт, в лучшем случае, самый быстрый из доступных – но всё равно не «желаемой быстроты».
Такой подход приводит, с одной стороны, к низкому качеству удовлетворения потребностей, а с другой – к излишнему перерасходу ресурсов. Потому что компьютер с самой высокой доступной скоростью будет, наряду с этим, обладать новыми свойствами, которые покупателю, на самом деле, пока не нужны. Но их придётся «приобрести» вместе с желаемой скоростью. Но эти новые свойства – это дополнительные усложнения схемы. А на них использованы ресурсы, которые так и не будут использованы потребителем. Будут потрачены зазря.
Под защищённостью потребителя мы подразумеваем обеспечение возможности удовлетворить те или иные его желания. Современная парадигма предполагает, что каждый в этой жизни сам обеспечивает себе такие возможности: что сумел обеспечить, то и получи. Это считается справедливым. Но эта справедливость, в конечном итоге, подчиняется «праву сильного», что неизбежно приводит к разрушению общества.
А это означает, что нынешние парадигмы удовлетворения желаний потребителя и его защищённости требуют замены на новые.
С точки зрения перехода к росту качества уровня жизни, новые парадигмы будут выглядеть примерно так. Понадобится создать единую связанную ткань человеческих и общественных желаний, чтобы на её основе строить производство благ. Условно назовём эту ткань «вотатканью» (vota – на латинском «пожелания»). Чтобы вотаткань функционировала эффективно, чтобы потребности удовлетворялись «как надо», понадобятся эргономически выверенные, настроенные на каждого отдельного потребителя средства и способы удовлетворения желаний. Сегодня это кажется невозможным, потому что требует огромных затрат интеллектуального труда, а также – отказа от «экономической целесообразности» в пользу целесообразности общественной.
Нужно также упорядочить защищённость потребителей, а для этого – передать эту функцию обществу. Опыт человечества показывает, что социальная защищённость (если только ею не злоупотреблять) оказывается куда более справедливой и надёжно скрепляет общество.
Получается, что надо переходить к такому новому правилу:
Нужно постоянно увеличивать уровень качества жизни путём гарантированного удовлетворения потребностей, более точно соответствующего желаниям людей.
(Продолжение следует)