Найти тему
СКУФ ТВ

За что советские танкисты недолюбливали танк ИС-2.

ИС2
ИС2

На полях сражений танк ИС-2 путем модернизации из танка ИС 1 появился в 1944 году. В советских мемуарах его принято считать его одним из лучших танков Второй мировой войны. В целом этот танк оправдал ожидание командования и добавил головной боли немецким войскам.  Но у ИС- 2 были весьма существенные недостатки за которые его недолюбливали советские танкисты, какие именно, расскажем в этой статье.

Основные недостатки ИС-2

В первую очередь на танк жаловались механики-водители. Жаловались на трудности при посадке и выходе из танка. У мехвода отсутствовал отдельный люк, поэтому ему приходилось выбираться через башенные люки. Все это занимало много времени и было крайне неудобно, особенно в боевой обстановке. Нужно было дождаться, когда танк покинут остальные члены экипажа. Когда танк подбивали, зачастую погибал именно механик-водитель по той причине, что просто не успевал покинуть горящую машину и сгорал заживо. Стоит упомянуть еще и такой момент: мехводами советских тяжелых танков, обычно, были офицеры, с одной стороны это имело положительную сторону-опытный офицер гораздо лучше управлялся с тяжелой машиной, но в свою очередь, в силу вышеназванного недостатка, это приводило к большим потерям опытных офицеров-танкистов.

В связи с чем на место мехвода стали сажать рядовых и сержантов, что снизило потери среди офицеров, но ухудшило управление танка в бою. Кроме того у мехвода был плохой обзор, что не позволяло ему контролировать ситуацию вокруг в полной мере. В большей степени этот недостаток ощущался на поздних версиях ИС-2, когда было усилено бронирование и танк получил спрямленную верхнюю лобовую деталь без открывающегося смотрового лючка. Особенно сильно этот недостаток проявлялся во время передвижения в ночное время и на марше.ИС-2, зачастую, становился легкой мишенью, поскольку он являлся довольно медлительной машиной. По шоссе ИС-2 двигался со скоростью 37 км/ч, но на пересеченной местности его скорость составляла всего 8-12 км/ч.

Следующий и пожалуй основной недостаток ИС-2 заключался в низкой скорострельности его орудия. в ввиду того что орудие было с раздельным заряжанием и деревянной палкой досылателем. Реальная скорострельность ИС-2 в боевой обстановке(что было подтверждено полигонными испытаниями в Кубинке) составляла 1,35 выстрела в минуту, то есть, в лучшем случае, на производство выстрела ему требовалось 30-40 секунд.

ИС2
ИС2

Для сравнения, немецкий танк «Пантера»(ИС-2 правильнее сравнивать именно с ним, а не с «Тигром» имевшим большую массу) имел скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и за то время пока ИС-2 перезаряжался мог произвести по нему от 5 до 7 выстрелов, что практически не оставляло советскому тяжелому танку никаких шансов. Конечно, советский танк мог выстрелить первым и поразить «Пантеру» первым же выстрелом, но и это было довольно проблематично, так как немецкий танк имел гораздо лучшую оптику и мог произвести первый выстрел быстрее и с гораздо большего расстояния(1500 и более метров).

В свою очередь, ИС-2 имел дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5 м-1100 метров(на большем расстоянии попасть из пушки Д-25Т по движущейся «Пантере» было почти нереально) и хоть полигонные испытания показали, что на таком расстоянии снаряд БР-471 может пробить лобовую броню «Пантеры», в реальности, серийные советские снаряды, имевшие иногда крайне низкое качество, не всегда могли обеспечить пробитие брони «Пантеры». Справедливости ради стоит сказать, что советскому 122 мм снаряду не обязательно было пробивать броню немецкого танка, благодаря большой массе и огромной кинетической энергии, советский снаряд приводил к растрескиванию лобовой брони «Пантеры» и разрыву сварочных швов, и хоть это не всегда вело к мгновенному выходу танка из строя, но, впоследствии, требовало его серьезного ремонта. Попадание же тяжелого снаряда в башню, практически всегда приводило к ее заклиниванию и выходу немецкого танка из строя.

Следующим серьезным недостатком ИС-2 было то, что его башня, изначально спроектированная под более легкое 85 мм орудие установленное на его предшественнике ИС1 , была перетяжелена и не сбалансирована, что не позволяло ее повернуть при крене машины более 10°. При ручном наведении, уже при крене в 3° усилие на ручке поворота башни составляло 16 кГ, а при крене машины более 8°, повернуть башню вручную было практически невозможно. Это обстоятельство накладывало серьезные ограничения на применение танка в бою и требовало перед выстрелом занимать танку почти горизонтальное положение, что, как вы понимаете, не всегда возможно.

Ко всему этому, боекомплект танка составлял всего 28 снарядов, чего, даже в идеальных условиях, хватало на пол часа боя, после чего танк становился «безоружным» и его нужно было выводить из боя минимум на час для пополнения боекомплекта.

В целом стоит сказать, что ИС-2 был все же весьма грозной машиной имевшей относительно неплохую бронезащиту, возможно, что с 85 мм орудием он был бы гораздо лучше, но советское руководство посчитало, что тяжелый танк не может иметь такое же орудие как и средний Т-34-85. В определенной степени это было правильно, 122 мм ОФ(осколочно-фугасный)  снаряд ИС-2 имел в три(!) раза больший фугасный эффект чем немецкий 88 мм снаряд «Тигра», что позволяло использовать ИС-2 в качестве штурмового танка для прорыва линии обороны противника и разрушения укреплений. В этом качестве ИС-2 проявлял себя довольно неплохо, но только до того момента пока перед ним не появлялись «Тигры» или «Пантеры», тягаться с которыми, в открытом бою, ему было очень сложно.