Школьный роман
КНИГА 1. ЛЕТО
Часть 2. Июль-1
Шел первый день отпуска. Игорь Алексеевич еще вчера вечером, ложась в постель, твердо решил выспаться – сразу за полгода. Да разве дадут? Ну, надо же было маме крикнуть за дверью: «Игорек, мы уходим!». Можно подумать, что он, Игорек, настолько мал и глуп, что, проснувшись, не догадается, что мама с папой ушли на работу. Недовольно поворчав в пространство, он попытался снова заснуть – конечно же, не получилось. Однако Игорь Алексеевич все же не смог отказать себе в удовольствии немного поваляться в постели: учебный год закончился, планов к очередным урокам писать не надо, отчеты сданы, сессия сдана – спешить больше некуда!.. Глядя в потолок, молодой учитель предавался грустным мыслям о своей неразделенной и, по всей вероятности, абсолютно безнадежной любви. Угораздило же влюбиться три года назад в малявку из шестого класса! Даже родному отцу нельзя было об этом сказать – вмиг соответствующий диагноз поставил бы, хотя такие диагнозы не по его профилю!.. Ну, ладно, время на месте не стоит, она уже не в шестом, в девятый перешла, через год в десятый, еще через год уйдет из школы. Но это ничего не меняет. Он мучается в одиночку целых три года, а она растет, хорошеет… наверное, уже встречается с кем-нибудь… А он только смотрит на нее издали и вздыхает. Он учитель. Он не имеет права влюбляться в учениц. Ну, пусть даже влюбившись (сердцу, как известно, не прикажешь, тем более, влюбился он всего в одну), не имеет права и заикнуться об этом, не говоря уже о чем-то более серьезном. Хотя бы до ее выпускного вечера (а он будет только через два года). Но разве останется она свободной до восемнадцати лет? Подвернется парнишка такого же уровня… А ребят такого же уровня много даже в ее собственном классе. Правда, насколько он заметил, отношения красавицы из восьмого «Б» Оли Поляковой именно с самыми «опасными» (в плане ее уровня) мальчишками довольно прохладные, но не сошелся же клином белый свет на красавцах-отличниках Андрее Стеблеве и Олеге Гавриленко! И, чем черт не шутит, может же ей понравиться обаятельный балбес Юрка Филимонов? А что? Симпатичный паренек, неглупый, правда, по части учебы (как отзываются о нем другие преподаватели) почти ничего не делает, уроки учит на бегу, задачки решает на коленке, примостившись где-нибудь в уголке, сочинения, заданные на дом, пишет на подоконнике на переменках в тот день, когда это самое сочинение нужно уже сдавать, однако ухитрился окончить восьмой класс без «троек», а если относился бы серьезнее к учебе, мог бы и отличником стать – способностей хватило бы. Юрка – душа всех компаний, ходячее собрание анекдотов и популярных песен, если в группе старшеклассников слышен смех – это означает почти всегда, что пришел Филимонов, однако он и на сострадание способен, несмотря на то, что позабавить публику любит. Чем плох?.. Не соперник учителю Витька Рогозин – это однозначно: там взаимная симпатия с Олиной подружкой Люсей Кожевец, и Оля никогда не станет подруге поперек пути. А вот Борис Холодов… этот уже вызывает опасение: вот надумают однажды Люся с Витькой пойти погулять, Люся предложит и Олю взять с собой (чего девчонке одной дома сидеть?), а чтобы Оля не чувствовала себя «третьей лишней», Витька прихватит самого близкого друга. Поболтаются по улице компанией, в кино сходят, а потом, как положено, мальчишки пойдут девчонок до дома провожать – Витька, естественно, Люсю, а Борис Олю. Так вот раз проводит, второй… тоже хороший паренек… и внешне тоже симпатичный, к слову, тоже оригинальная внешность – с примесью среднеазиатского типа… А, собственно, чего он в ее одноклассников вцепился, как репей в собачий хвост? Есть еще и мальчишки из параллельных классов. Вот, например, в Олином же доме, но в соседнем подъезде живет Альберт Казарян из его, Игоря Алексеевича, класса. Симпатичный такой, добродушный медведик. Мама Альберта однажды жаловалась, что способности у Альберта средненькие, а программа становится все сложнее, и если бы не соседка Олечка, умница (ну, вы знаете ее – из «Б»-класса), оценки у Альберта были бы намного хуже, а так даже есть надежда, что он и в девятый класс поступит… как-то вот у девочки получается объяснить так, что Альберт у нее понимает все, чего не понял на уроке, когда объяснял учитель… необыкновенная девочка!.. Значит, время от времени общаются. А ведь в этом же дворе, только в другом доме, живет Олег Гавриленко из Олиного класса, тоже отличник. Вот почему бы Альберту не обратиться за помощью к нему, а не к Оле?... Хотя Олег – мальчишка с гонором, может, обидел когда-то Альберта, и тому теперь проще попросить о помощи Олю… А может, Оля нравится Альберту, и он обращается за помощью только к ней именно по этой причине? Да конечно, нравится – не может такая девочка не нравиться! А как она к соседу относится?.. Ну, пусть Альберт не отличник – но человек он замечательный (между прочим, общее мнение), не может Оля не оценить этого... А может, она и занимается с ним потому, что он ей тоже нравится?.. Да чего он все о ровесниках?! Может же у нее быть какой-нибудь сосед-студент? Если не безглазый и не безмозглый, должен дни считать до ее выпускного. Тем более (Игорь Алексеевич специально посмотрел, когда у нее день рождения) восемнадцать ей исполнится через несколько месяцев после окончания школы, осенью. Разве такая засидится в невестах?..
Сколько вертелось вокруг него девчонок, начиная с его двенадцати-тринадцати лет! Конечно, тогда это были просто детские влюбленности, тем не менее даже в таком возрасте некоторые решают, что их любовь – навсегда, и в дальнейшем всей своей жизнью доказывают, что такое возможно. Но любовь с детства и на всю жизнь все-таки бывает редко, потому отец, едва начались телефонные звонки с молчанием и вздохами в трубке, сразу очень серьезно сказал ему, чтобы от девчачьего обожания голову терять не смел. Он, Игорь, уже стал привлекать внимание и как просто симпатичный парень, и как сын «не самых плохих» людей – значит, надо сразу научиться правильно вести себя. Вежливым быть можно и нужно, грубить не надо, даже если девочка очень хочет подружиться с тобой, а тебе она не интересна. И чтобы не смел морочить голову ни одной девчонке просто от того, что ты ей понравился: люди с их чувствами – не игрушки, для тебя такой роман будет развлечением, а для нее трагедией, когда предложишь расстаться. Так что никаких «легких флиртов»! Жди «свою» – ту, ради которой будешь готов броситься в огонь или бушующий океан. Игорь посмеялся, сказал, что океана поблизости нет, а к огню, если он вдруг возникнет, не подпустят пожарные, но это было чисто от пресловутого духа противоречия, который в подростковом возрасте проявляется довольно часто. Однако, хоть и отшутился в разговоре с отцом, к словам его все-таки прислушался, с девчонками вел себя вежливо, но держал на небольшом расстоянии всех, и со временем понял, что делает правильно. Он действительно привлекал внимание в первую очередь своей внешностью, а потом, при более детальном знакомстве, еще и тем, что он сын знаменитого Городецкого. Он точно знал, что многие дамы, у которых были дочери примерно такого же возраста, просто мечтали породниться с их семьей. Девчонок вокруг было много, и с каждым днем становилось все больше. К тем, которых он знал с детских лет, добавлялись новые знакомые – сначала в училище, потом в институте и на работе, сестры одноклассников и однокурсников, а некоторые из девчонок знакомили еще и с родственницами или подругами из других вузов. Были красивые и умные. Были красивые, но дуры. Были некрасивые, но очень умные. Были не очень красивые, не очень умные, но такие напористые, что кто-то послабее мог бы и сдаться. Были с высшим образованием, с папиными машинами и сберкнижками. Были ровесницы, были чуть моложе, были чуть старше – всякие. А у него почему-то оборвалось сердце, когда три года назад он, впервые придя на урок в шестой «Б», увидел нескладную смуглую девочку. Уже тогда она была такого же роста, что и сейчас, на голову выше соседки, не говоря уже об остальных, и в шеренге девчонок стояла самой первой. Только тогда, три года назад, она была немного уже в кости, худющая, плечи выпирали под одеждой острыми углами, торчали лопатки (девочка сильно сутулилась, пытаясь по возможности скрыть груди, особенно заметные при такой худобе). В девочке была заметна южная кровь, но точно определить ее национальность учитель не смог, хотя и во время службы в армии, и в институте насмотрелся на многих и научился различать южан по рисунку губ, по разрезу глаз, по овалу лица. Эта девочка не подходила ни под какие приметы, характерные для какого-либо конкретного народа. «Красивая будет, – сразу подумал учитель. – Выровняется – и будет красивее всех»… Ему в первые же минуты знакомства захотелось узнать о ней все, что возможно, и он быстро заглянул в конец журнала, где записаны имена родителей. Отца у девочки не было, мама работала переводчицей. Что ж, мама у нее грамотная… Он просмотрел оценки по другим предметам, отметил, что у девочки нет ни одной «четверки», и порадовался за нее больше, чем за самого себя. Она была с характером – и одновременно такой беззащитной! Ей первой в своем классе пришлось столкнуться с хамством противоположного пола. «Цапля», «гусыня», «безотцовщина», «лифчик носишь?», «какой размер?» – это он сам не раз слышал в ее адрес от четырех-пяти троечников-хулиганов, ныне ушедших в техникумы и ПТУ. А глядя на них, могли что-нибудь подобное добавить и другие. Особенно доводил ее самый поганый из ушедших – Сашка Долгов, любимой забавой которого было стукнуть девочку по спине с тем, чтобы расстегнулась или сломалась ненадежная пластмассовая застежка лифчика. Когда он однажды проделал это в самом начале урока физкультуры – мимоходом, идя на свое место, предпоследнее в колонне мальчиков, – Игорь Алексеевич страшно накричал на него; сделал это один-единственный раз, но зато все три года детки – по стойке «смирно».
– Ты иди в раздевалку, посиди, успокойся, – сказал он Оле, у которой лицо посерело, а глаза наполнились слезами (естественно, не мог же он сказать всенародно, что отпускает ее для того, чтобы непорядок с бельем устранила). – А ты, Долгов, сходи в учительскую, позвони кому-нибудь из родителей, я хочу их срочно увидеть. Хамства я не потерплю! – рявкнул Игорь Алексеевич.
– Да я же… извините… – залепетал растерявшийся Долгов. – Вы тут ни при чем…
– Я это понял! – отрезал учитель. – Ты в моем присутствии по-хамски обошелся с одноклассницей (и, между прочим, это уже не в первый раз), – значит, для тебя что Игорь Алексеевич, что вот эта «шведская стенка» – одно и то же! Действительно, «не при чем»! Не-ет, милый! На моих уроках этого не будет! Иди, звони! Пусть бросают работу и сидят рядом с тобой на уроках, раз ты до шестого класса не научился вести себя! Иди!
Долгов, едва не плача, стал уговаривать Игоря Алексеевича не выгонять его, десять раз извинился перед ним лично, пообещал извиниться перед Олей, попросил поставить «двойку» – все, что угодно, только не вызывать родителей. Поиграв еще некоторое время в неприступного и несговорчивого, Игорь Алексеевич позволил Долгову остаться в зале – разговаривать так можно бесконечно, а урок уже давно идет.
– Но учтите все, – подытожил он. – Я такое поведение расцениваю как неуважение ко мне лично. Не важно, что вы говорите и делаете гадости не мне! Раз это на моем уроке и дело касается моей ученицы – вы оскорбляете меня! А я этого не потерплю. Я вам не мальчик из параллельного класса, а учитель. А вы – ученики, которые на урок пришли. Так что не забывайте, кто есть кто!
По тому, как захлопали глазами шестиклашки, Игорь Алексеевич понял, что попал в цель: вопрос дисциплины в определенной мере отпал, шестой класс – это еще не наглый девятый (именно девятые выпендриваются, восьмые и десятые ведут себя скромнее – им характеристика нужна получше). Конечно, не очень хорошо с его стороны требовать уважения только к себе. Но ведь отношения в классе давно уже сформировались, вдобавок ко всему существенную роль играет уважение или неуважение не только учеников, но и родителей друг к другу. Можно только догадываться, как моют косточки Олиной маме родители ее одноклассников (причем, делают это, естественно, не такие, как отец Русланы Славгородской, доцент исторического факультета университета, или супруги Гавриленко, медики, родители Олега, а уборщицы и продавщицы, да и то самые беспардонные) – и наверняка в присутствии детей. Вот и шпыняют девочку все, кому не лень, – знают, что даже не отругает никто. Игорь Алексеевич пресек это самым решительным образом (пусть хотя бы на его уроках Оле спокойно будет – на события за пределами спортзала он, к сожалению, смог бы повлиять не всегда, хотя бы по причине своего отсутствия на месте этих возможных событий) и был на седьмом небе, когда в черных неулыбчивых глазах заметил выражение благодарности… Да от этих огромных черных глаз и оборвалось у него сердце тогда, на первом уроке, он в первый момент не обратил особого внимания ни на черты лица, ни на фигуру. Только глаза…
Запрещается без разрешения автора цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного произведения.
Совпадения имен персонажей с именами реальных людей случайны.
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями