Несмотря на ликвидацию челябинского экологического движения «СтопГОК», местная оппозиция пытается продолжать свою деятельность. Сегодня челябинские активисты выступают против вырубки деревьев в городском бору для расширения улицы Худякова и строительства катка УралГУФК. Но в новых политических условиях, в которых оказалась Россия, актуальность предпринимаемых оппозицией шагов вызывает вопросы у наблюдателей.
Экологическая повестка для челябинской оппозиции является традиционной. Активисты её эксплуатировали долгие годы и получали неплохие дивиденды в виде поддержки южноуральцев. В 2013 году было создано движение «СтопГОК», которое объединило противников строительства Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Сосновском районе. Но в марте текущего года неожиданно стало известно о роспуске движения. О ликвидации заявил его лидер Василий Московец, назвав причиной невозможность дальнейшей работы:
«На сегодняшний день все предусмотренные российским законодательством способы защиты наших прав на благоприятную окружающую среду исчерпаны, каких-либо возможностей организованно защищать наши права больше нет».
Сегодня протестные экологические движения сосредоточены вокруг двух проектов, которые планируется реализовать в Челябинске. Первый – расширение улицы Худякова.
«Октагон.Урал» писал, что южноуральские власти планируют реализовать проект для повышения пропускной способности улицы в западном направлении. Но против расширения выступили челябинские экологи. По их мнению, это приведёт к ещё большим вырубкам в городском бору и не решит проблему пробок.
По мнению челябинского политолога Андрея Лаврова, противники расширения улицы Худякова протестуют ради протеста.
– Если присмотреться, то это не экологический протест. Не понятно, о чём речь: про экологию, или про благоустройство, или про дорожное строительство? – говорит он.
Второй проект предполагает более серьёзные вырубки лесного массива. Речь идёт о строительстве катка УралГУФК и других спортивных объектов на территории городского леса между микрорайоном Тополиная аллея и ЖК «Ньютон». Активисты и местные жители направляли в прокуратуру заявление с требованием провести проверку законности изменения категории леса и конкурса на строительство катка. Надзорное ведомство в марте 2022 года запретило мэрии выдавать разрешение на застройку этой территории. На прошлой неделе жители ЖК «Ньютон» и Тополинки даже установили палаточный городок в Челябинском городском бору, где вырубка берёз под строительство катка уже ведётся. Уговорить жителей убрать палатки помогла подъехавшая полиция.
В свою очередь, в администрации Челябинска заявили о законности выданного разрешения на вырубку, так как земельный участок под строительство крытого катка УралГУФК находится за пределами определённого на этой территории городского леса.
Также в мэрии отметили, что по проекту для возведения спортивного объекта УралГУФК запланирован снос деревьев, который составляет 3 процента от существующего зелёного массива. Для этого сократили площадь объекта и изменили расположение.
Андрей Лавров считает, что поводы для протестов челябинской оппозиции всё чаще становятся надуманными:
– Любые начинания, любые действия истолковываются исключительно в необъективистском смысле. Это может означать три вещи. Либо это заказ и людям платят. Второй вариант – это люди, которые недовольны всем, что происходит вокруг. Третий вариант – учитывая, что есть такой электорат в состоянии фрустрации, то все поводы используются для личного самопиара и раскрутки.
«На самом деле у нас оппозиция перешла на истерику и раздувает пожар по любому поводу. То же касается и вырубки 22 деревьев на Худякова. В конечном счёте большинству это всё надоест. Это признаки последней истерики и вырождения. Они понимают, что всё. Самороспуск движения “СтопГОК” – яркий тому пример».
Андрей Лавров, политолог
По мнению другого политолога, Алексея Ширинкина, в свете текущей политической повестки интерес людей к экологии становится меньше в сравнении с социальными вопросами.
Один из главных челябинских активистов, правозащитник Владимир Казанцев, который годами ведёт с городскими властями судебные споры по вопросам экологии (и порой весьма успешно), заявил «Октагон.Урал», что надуманный характер как раз носят планы властей по расширению Худякова и махинации с городским лесом на Тополинке. При этом людей на фоне санкций или не на фоне санкций всегда интересовали вопросы экологии.
– Взять даже Худякова – расширят, увеличат нагрузку на бор, вновь угнетение деревьев, и так до бесконечности можно расширять и расширять. Где решение вопроса (который в летнее время отсутствует практически) стратегически? Зачем застраивать территорию Шершней, не решая социальных задач (школы и прочее), увеличивая нагрузку на Шершни? Почему нечестные действия администрации города приводят к конфликту на месте вырубки леса под каток, а вину администрация перекладывает на людей? Может, научиться слушать мнение людей, а не решать свои узкие вопросы втихаря? – говорит юрист.
Алексей Ширинкин признаёт наличие политических рисков для южноуральских властей из-за протестных настроений.
– Просто политическая жизнь переводится из публичной сферы в непубличную. В итоге тот самый пар, который надо спускать физически, не уходит, а наоборот, накапливается. Потом он может выражаться в виде протестного поведения, в лучшем случае легального, в виде неявки на выборы. Поэтому оппозицию нужно вовлекать в различные виды публичной деятельности и даже, может быть, немного развивать, чтобы критика была конструктивной, – считает политолог.
Самой оппозиции эксперты советуют быть ближе к народу. Организовывать сходы, форумы, общаться с жителями во дворах, собирать информацию по проблемам людей в официальных структурах. А также повышать компетентность, чтобы претензии могли подкрепляться знаниями.
Читайте и смотрите нас: