Найти тему
Байкальские огни

От чего и от кого в Кабанском районе Бурятии зависят торфяные пожары?

 Павел Никонов: «Если бы канал был с водой, огонь не перешёл бы на ту сторону».
Павел Никонов: «Если бы канал был с водой, огонь не перешёл бы на ту сторону».

Ещё в конце марта глава республики предупредил, что нынешний пожароопасный сезон будет действительно опасным: «В этом году гореть будем больше!» Лето ожидается сухим, жарким, ветреным. В нашем районе наиболее подвержены возгораниям торфяники Боргоя. И обстановка там на сегодня тревожная.

Жители Каменска, Кабанска и даже Селенгинска, а также близлежащих сёл уже не раз этой весной ощущали дым с запахом горящего торфа. Житель с. Закалтуса, расположенного рядом с Боргоем, Павел Ильич Никонов в интересах безопасности своего села ведёт наблюдение за торфяниками с того самого времени, как их осушили в прошлом веке. Обнаружит очаг возгорания и, если он небольшой, ликвидирует его.

Чаще, конечно, приходится вызывать пожарных или волонтёров Добровольческого корпуса Байкала (ДКБ). Имея навыки тушения торфяных возгораний (работа очень непростая, требующая специальных знаний), они выезжают по первому зову. По словам Павла Ильича, этой весной они потушили не менее пяти очагов возгораний. По данным ДКБ, в Боргое было обнаружено около десяти очагов…

Мы приехали в Боргой 26 мая. П.И. Никонов повёз нас по бывшим болотам за селом Закалтус.

В советское время использовался каждый клочок земли. Сельхозугодий в районе не хватало, и болота осушили для использования под поля и покосы. В тот день мы не обнаружили на них ни одного очага. Однако жители Закалтуса встревожены недавним задымлением и прогнозами о засухе летом, ведь они больше всех страдают от ядовитого дыма. Если лето действительно будет жарким и сухим, возгораний торфа не избежать.

А ближние к селу коллекторные каналы, вытекающие из магистрального водотока стоят сухие, за исключением одного. Вода в них не поступает. Может быть, её уровень в центральном канале недостаточен, чтобы она текла в коллекторы. Раньше они предназначались для орошения. Сейчас оно не требуется, так как полей в Боргое нет, остались лишь покосы.

Если бы эти канавы были наполнены, вода мешала бы распространению пожаров, его перекидыванию с одного участка на другой. Огонь по торфяникам «бежит» очень быстро. А коллекторы пронизывают Боргой насквозь и останавливают огонь. Правда, они во многих местах перегорожены насыпями, которые мешают наполнению. Каналы нуждаются в расчистке.

Кто их перекопал – вряд ли установишь. Возможно, это сделали сами жители Закалтуса, которым через коллекторы проще добираться до своих покосов. А у местных есть своя версия, что кто-то специально поджигает торфяники. Жители предполагают, что пожары кому-то могут быть выгодны, ведь на их тушение, ликвидацию последствий, восстановительные работы отпускаются большие деньги. Якобы кто-то организовывает поджоги, перекрывает воду.

Несколько лет подряд, начиная с 2017-го, погода стояла засушливая. Воду в каналы не подавали. Боргой горел по всему лету. Тогда, по словам Павла Ильича, в селе возросла смертность. Только среди его родных ушло шесть человек. Причину он видит в негативном воздействии дыма на здоровье человека.

- Больше мы таких последствий не хотим! — возмущается мужчина. — Власти должны приложить все силы, чтобы не допустить этого вновь.

Он всячески пытается привлечь внимание к проблеме Боргоя. Поддерживает тесные связи с ДКБ, может по необходимости связаться с Гринписом. В последнее время чаще всего работает с Екатериной Грудининой, волонтёром Добровольческого корпуса из Селенгинска. Добровольцы этого корпуса подходят к тушению торфяников профессионально: раскапывают очаги, измеряют в них температуру и не покидают место, пока она не понизится ниже критической отметки.

Старожилы помнят, что в Боргое был свой микроклимат. Осушение болот изменило его: стало меньше дождей, больше сухих ветров. У Павла Ильича много фотографий Боргоя, каким он был красивым, с множеством животных и птиц… Что же сейчас мешает наполнить каналы, затопить низменные участки? И пожаров стало бы меньше, и экология улучшилась бы. Мы задали этот вопрос руководителям, которые в курсе данной проблемы и, наверное, могут решить её.

Александр Плюснин, начальник отдела ГО и ЧС районной администрации:

- Мобильная группа районной администрации постоянно мониторит обстановку в Боргое, выезжает на место, ищет очаги возгорания. К счастью, их сейчас нет. Что касается воды, то каналы второй очереди (ближе к Лемасово) все заполнены водой. Мы перекрыли канал «Шандоры», чтобы немного запрудить местность. Постепенно заполняются и каналы первой очереди, ближе к Закалтусу. Но даже если в них не будет воды, ничего страшного – там практически нет торфа, почти чистая земля. Там же, где торф, каналы полные. Что касается их расчистки, то вопрос, скорее, относится к опытной станции «Байкальская» (бывшему ОПХ – ред.), собственнику этих земель.

Виктор Терентьев, директор ОС «Байкальская»:

- Вода пока поступила в ближние к Лемасово коллекторы, в так называемый сбросной канал. Если его подпереть, она будет подниматься и, наверное, придёт в каналы возле Закалтуса – Б6 и Б7. Да, каналы надо чистить, они уже заросли деревьями. Но я думаю, сильных пожаров не будет. Напитка почвы влагой в прошлом году была хорошая, покосы частников затопило, они не могли убрать сено.

Юрий Сокольников, начальник Кабанского филиала «Бурятмелиоводхоза»:

- Каналы и коллекторы находятся в нашем ведении, но земля принадлежит опытной станции «Байкальская», которая должна заключать с нами договор на подачу воды. Пока вода подаётся туда, где возникают очаги возгорания. Районная администрация контролирует Боргой, мы регулярно связываемся с ними. Думаю, совместными усилиями пожаров не допустим.

Остаётся надеяться, что так и будет, и Боргой этим летом избежит пожаров, а мы не будем дышать едким дымом, очень вредным для здоровья.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц