Найти тему
Поликсена Торопецкая

А вы знали, что Лев Толстой родился на кожаном диване на макушке лиственницы?

Когда кто-нибудь спрашивал его, где он родился, Толстой «показывал на высокую лиственницу, растущую на месте старого фундамента. - Вон там, где теперь макушка этой лиственницы, была маменькина комната, там и я родился, на кожаном диване».

Фундамент был принадлежностью прежнего главного усадебного дома, насчитывавшего аж сорок две комнаты, который Лев Николаевич впоследствии продал соседскому помещику Горохову на вывоз.

А диван? Как ни удивительно, но диван до сих пор стоит в кабинете писателя в том флигеле, где он и его семья прожили всю жизнь. И мы даже сможем на него посмотреть.

Войдя в дом и поднявшись на второй этаж,

попадаешь в самую большую комнату, или в «залу»,

как было принято называть ее при Толстом. Как нетрудно догадаться, именно здесь собиралась вся семья и трапезничать, и провести время за музицированием, настольными играми, рукоделием и чтением вслух.

Листайте:

Ах, как хороши были те вечера! Именно тогда Лев Николаевич, сызмальства лишенный матери, чувствовал себя в кругу семьи. Хоть и непросты были его отношения с женой, но человек без семьи стоит лишь на одной ноге – так он считал.

По одной стене залы – портреты предков, деда, князя Волконского, и отца, Николая Ильича – именно таким, в розовых пухлых щечках, я всегда себе представляла графа Ростова.

Листайте:

На стене напротив – портреты нынешних владельцев усадьбы, среди них знаменитый портрет Крамского, «не-копия», второй оригинал.

Портрет Л.Н. Толстого, фото автора
Портрет Л.Н. Толстого, фото автора

Художник Крамской долго уговаривал Льва Толстого позировать для портрета, тот отказывался – некогда, в самом разгаре работа над «Анной Карениной». Но в процессе уговаривания Лев Николаевич проникся к Крамскому симпатией – эдакий славный человек! – ну и согласился. По окончании работы попросил сделать копию для себя, ведь оригинал уже ждали в Третьяковской галерее. Оказалось – художник копий не делает принципиально, но – в виде исключения – готов сделать второй оригинал портрета. Его мы и видим.

Зала – самая парадная комната, остальные гораздо меньше, скромнее, «разночиннее» - комнаты в чеховском Мелихове обставлены примерно в том же духе, так что никакого «графства», лишь целесообразность, функциональность и приятность глазу – женская рука Софьи Андреевны все же чувствуется: вышитые подушки, вязаные покрывала, кружевные салфетки, по всем стенам – картины и фотографии в рамках, простых и замысловатых.

Гостиная, фото автора
Гостиная, фото автора

Вот что писала свояченица Льва Николаевича Татьяна Андреевна Кузминская о своем впечатлении от дома в Ясной:

«Простота в яснополянском доме поражала меня, пока я не привыкла. Никакой роскоши не было в нем. Мебель довольно простая, вся почти жесткая. За столом простые вилки и ножи.

В столовой и гостиной – олеиновые лампы, купленные отцом, а чаще горели калетовские свечи, как называли тогда полустеариновые, полусальные свечи. Простота эта распространялась не только на домашнюю обстановку, но и на привычки Льва Николаевича. Например, он спал всегда на темно-красной сафьяновой подушке без наволочки…

Людей в доме было немного. Горничная Дуняша и лакей Алексей, маленького роста, плотный, молчаливый, честный и очень привязанный ко Льву Николаевичу».

И впрямь, столовое серебро появилось в графском доме только после приезда туда молодой жены, это было ее приданое.

В кабинете писателя

тоже всё предельно функционально: вот это стол, за ним творят, вот это стул, на нем сидят.

Кабинет, фото автора
Кабинет, фото автора

А вот и кожаный диван – на нем родились еще три брата, сестра и все дети Льва Толстого. Чудом пережил немецкую оккупацию. Диван героический, сколько всего он перевидал.

Диван, фото автора
Диван, фото автора

На столе всё осталось так, как было после ухода писателя из дома, когда в 1910 году он покинул Ясную Поляну, как оказалось, навсегда.

Лев Толстой в кабинете
Лев Толстой в кабинете

Стул удивительно мал для человека ростом в 181 сантиметр, а всё потому, что Толстой, страдая близорукостью, очков не носил, а, работая, предпочитал сидеть на детских стульчиках, чтобы столешница была ближе к глазам. Стул в кабинете и в самом деле раньше был детским стулом его дочери Татьяны.

Стул писателя, фото автора
Стул писателя, фото автора

И в спальне всё предельно просто

– покрывало мне очень понравилось, я даже рассмотрела его и поняла, как оно сделано. Буду пытаться повторить покрывало Толстого для личных нужд.

Спальня, фото автора
Спальня, фото автора

Неподалеку от кровати – умывальник с двумя ведрами и гантели. С гантелями Лев Николаевич упражнялся до последних дней и с ведрами управлялся сам, не позволяя себя обслуживать, а нужны они были для утренних умываний.

Гантели ЛН, фото автора
Гантели ЛН, фото автора

Комната Софьи Андреевны

значительно просторнее, но, впрочем, у нее не было кабинета, а потому в спальне помещалась и швейная машинка, и секретер, то есть это была спальня-рабочая комната.

Листайте:

Внизу две комнаты представляют особенный интерес:

комната со сводами –

в разное время она имела разное назначение, от продуктового склада - в сводах еще остались кольца для подвешивания снеди - до кабинета ЛН, а в последние годы там жила младшая дочь Толстых Александра.

Именно к ней и именно сюда писатель зашел попрощаться перед уходом из дома.

Комната со сводами, фото автора
Комната со сводами, фото автора

И вторая комната – та, куда его принесли на руках со станции Козлова Засека. Эта комната называлась по-разному – и гостевая, и

комната с бюстом:

здесь, по желанию Толстого была обустроена ниша, а в ней установлен бюст его любимого умершего брата Николая.

Комната с бюстом, фото автора
Комната с бюстом, фото автора

Тогда, поздней осенью 1910 года, на низкой кушетке под бюстом был установлен gроб с телом писателя, и тысячи людей, пришедшие прощаться с ним, проходили через комнату, выходя через стеклянную дверь, ведущую в сад.

Интересно нам взглянуть и

на летнюю веранду,

где вся семья коротала вечера за самоваром – для него в стене дома даже было проделано специальное окошко, через которое он и подавался.

Веранда пряталась в буйно разросшемся девичьим винограде, защищавшем ее от летнего зноя, а балясины веранды были украшены стильными резными узорами – их придумал и нарисовал художник Философов по просьбе одной из дочерей Толстых, а когда рисунки увидела Софья Андреевна, то тут же пожелала, чтобы такой резьбой украсили и ее любимую веранду.

Веранда, фото автора
Веранда, фото автора

Много можно рассказать о долгой и такой насыщенной жизни Льва Толстого в Ясной Поляне, но не уместить это в одной публикации.

А на мой взгляд, интереснее читать первоисточники – воспоминания его родственников, так щедро оставленные ими, это и «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Татьяны Кузминской и дневники Софьи Андреевны, и ее же воспоминания «Моя жизнь», и воспоминания дочери Толстых Татьяны Сухотиной, потому что, несмотря на естественную субъективность подобной литературы, в итоге все-таки получаешь портрет эпохи и одной из самых значительных личностей, живших в ней.

Видео прогулки по усадебному парку можно найти здесь.

Книги
3507 интересуются