Студенческие годы. Часть седьмая.
Все четыре года я с завидным постоянством ходила в Эрмитаж. Однажды мне повезло и я попала на выставку картин Святослава Рериха, сына Николая Рериха. Пока любовалась его сказочными сюжетами, появился он сам с женой-индианкой. Художник был в белом льняном костюме, похожий на Николая угодника: седенький, с бородкой, невысокий, чуть полноватый. Рядом стояла жена сказочной красоты, Девика Рани, в элегантном сари цвета топлёного молока с простым темным узором по краю. Уже немолода. Но какое у нее было лицо! Губы как будто вырезанные из драгоценного материала, такой красивой формы губ никогда не видела. Глаза - белки как из эмали, чистейшие, радужка темно-коричневая, сияющая, густые загнутые веером ресницы, брови соболиные, иссиня черные косы, причудливо уложенные на изящной голове. Я забыла про выставку и смотрела только на нее.
Прочитала про Девику Рани в интернете. Интересная личность: кинозвезда, красивейшая женщина Индии. Святослав Рерих рисовал ее тысячу раз. Совершеннее натуры придумать невозможно.
На другой выставке из Будапештского музея изобразительных искусств в Эрмитаже ко мне подошёл молодой человек и спросил меня, что я знаю о сюжете рассматриваемой картины, о Танкреде и Эрминии. Я честно призналась в своем невежестве. Он начал рассказывать мне о крестовом походе, о молодом рыцаре Танкреде, который оставив свою любимую девушку Эрминию, пошел сражаться за гроб господень. Как Эрминия, переодевшись юношей, отправилась вслед за возлюбленным и нашла его на поле битвы, истекающего кровью. Как она отсекла мечом свои длинные золотые волосы и перевязала раны любимому и тем спасла его.
Молодой человек представился Аркадием и повел меня из зала в зал, рассказывая о художниках, картинах и их сюжетах. Экскурсия продолжалась до тех пор, пока нас не попросили покинуть музей, он уже закрывался.
Мы пошли по набережной Невы. Аркадий рассказывал о каждом здании, о его истории, что в доме где находится институт им. Крупской жила Дарья Фикельмон с мужем дипломатом, что в отсутствии мужа ее тайно посещал Пушкин, как однажды он чуть не попался и ему пришлось прятаться под лестницей, трясясь от страха, что было потом описано в Пиковой даме.
Потом мы проходили мимо дома со львами, где 14 декабря 1825 года отсиживался князь Трубецкой, вместо того чтобы возглавить восстание декабристов.
Аркадий показал мне таинственную и прекрасную Малую Голландию, построенную при Петре первом.
Вдоль Крюкова канала мы дошли до Театральной площади. Оказалось что молодой человек ведёт меня на оперу Моцарта "Свадьба Фигаро". Мы вошли в здание Малого оперного театра, сдали верхнюю одежду в гардероб и сели на бархатный диванчик, дожидаясь звонка. Тут я почувствовала, что смертельно устала, что хочу есть. Мой экскурсовод ничего не замечал, а мне было стыдно признаться, что кроме духовной пищи мне нужен хотя бы бутерброд. Во время представления Аркадий, не давая мне слушать божественную музыку и пение, без умолку рассказывал мне на ухо о Моцарте, о Россини, о Бомарше
Я отодвигалась от его брызжущего слюной рта и уже злилась, но терпеливо сносила эту пытку. Из театра мы опять же пешком дошли до станции метро "Невский проспект" на гудящих от усталости ногах и под несмолкающие рассказы о каждом доме. Мне казалось, что от усталости и голода я сейчас потеряю сознание У эскалатора Аркадий попросил меня позвонить ему. И как вы думаете, позвонила я ему? Конечно, нет. Такая вот неблагодарная.