Найти тему
V_A_N

Pro ... деки [tape decks]

Стоит ли овчинка выделки, или антураж дороже денег?

Добавьте описание
Добавьте описание

В данном "сопоставительном тесте" участвуют: предтоповая с дисташкой Teac V6030 (1998 года, под тысячу тогдашних бакинских) и нижний середнячок JVC TD-W777 (1988 года) - оба аппарата без дураков Made in Japan. Фактически последний из могикан декостроения и в пику ему безпонтовая рабочая лошадка. И та и другая деки в своё время были вожделенной мечтой любого меломана, а про аудиофилов тогда на российских/постсоветских просторах и слыхать не слыхивали. Обе деки в идеальном состоянии, практически не хожены и вообще не копаны, даже настроены еще по заводским "шаблонам". Однако какая музыкальнее? И стоит ли гнаться за "двувалами", "сквозняком" и прочими атрибутами настоящего престижного звука?

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

По доброй традиции старой школы инженеров начнём-ка с измерений, получив [1] и вдумчиво проанализировав АЧХ при разных уровнях записи для разных лент.

АЧХ Teac V6030 для кассеты Maxell MX-S
АЧХ Teac V6030 для кассеты Maxell MX-S
АЧХ Teac V6030 для кассеты TDK D
АЧХ Teac V6030 для кассеты TDK D
АЧХ Teac V6030 для кассеты Maxell XLII-S
АЧХ Teac V6030 для кассеты Maxell XLII-S

Как и для любой другой ленты, включая бобинники, чем выше уровень записанного сигнала, тем больше завала на ВЧ. И только лента типа метал позволяет сие минимизировать. Зато на громких звуках отсутствует жёсткость-резкость: звучание греет душу и ласкает (!!!) чуткий (!!!) слух, за что лента и ценится, благодаря чему входит в новый виток эволюционной моды.

На волнистость АЧХ в области низких частот не обращаем внимания, слух за оную не цепляется от слова совсем. Тогда как с высокими частотами всё намного сложнее.

В отличие от стеклянноголовых "акаянов" Teac V6030 не приподнимает АЧХ при записи (в AKAI моделей GX было заложено конструкторами, дабы из-за завала при воспроизведении в итоге выходило "ровно"). При этом самая звонкая-прозрачная запись получается на ленте типа метал. На хроме звучит помягче, хотя однозначные отличия от исходника на слух найти сложно. JVC TD-W777 выступает аналогичным образом, но у неё заводскими настройками, похоже, максимум выжат на хроме. То есть чем круче дека , тем дороже к ней должна быть лента, или же придётся постоянно упражняться с током подмагничивания, благо производителем у Teac V6030 такая процедура предусмотрена, чего не скажешь о JVC TD-W777.

Как и следовало ожидать, JVC TD-W777 плодит больше шумов и искажений, однако сие на слух мало кто замечает, даже будучи годы тренированным на истинном Hi-Fi. Главное, разницу с первоисточником вообще слышат лишь единицы даже с супер-пупер наушниками. Кстати, выход на наушники у Дживисюхи отвратительный (ещё и не регулируемый), тогда как у Тика замечательный.

Ах, да, чуть не забыл, записывался винил, вертак Корвет-038 с родной девственной иглой. На обеих деках без дубовых примочек Долби, разумеется. Лента - расхожий хром и феррум (тип normal, он же "I").

Кассета Maxell XLII эксплуатируется с 90х (правда, нечасто) - состояние изумительное!
Кассета Maxell XLII эксплуатируется с 90х (правда, нечасто) - состояние изумительное!

Бесспорно, грамотно отстроенные (!) высококлассные катушечники пишут и воспроизводят получше дек, а профессиональные так заметно лучше. Но цена последних нынче запредельная, гораздо проще имитировать эффект ленты в цифре с помощью программного обеспечения. В свое время избавился в быту от бобин по той простой причине, что отечественная лента худшела день ото дня, а хорошая импортная стоила баснословных денег. Тогда как настоящие японские и немецкие кассеты, обеспечивающие сопоставимое с бобинами качество звука, были вполне доступны. К тому же, в 80х и 90х приличных импортных кассет завезли столько, что немало до сих пор еще валяются на антресолях нераспечатанными (в блоках по 10 штук, как когда то сигареты). Причем при домашнем не пыльном хранении и не многократной записи эти кассеты прекрасно дошли и до нонешних дней, что в свете последних событий особенно актуально.

Кассеты "хром" (тип II), купленные ранее в России: хорошо себя зарекомендовали Sony CDit II, TDK SE, Maxell XL II , тоже неплохо Koniсa KX-II и Fuji.
Кассеты "хром" (тип II), купленные ранее в России: хорошо себя зарекомендовали Sony CDit II, TDK SE, Maxell XL II , тоже неплохо Koniсa KX-II и Fuji.

Всё-таки интересно устроен слух у человека, очень интересно!!! Игнорирует очевидные шероховатости звуковоспроизведения, выделяя трудноизмеряемые нюансы !!!

К моему огромному удивлению, в плане музыкальности-благозвучности невзрачная JVC TD-W777 (не имеющая динамического подмагничивания HX Pro!) на хроме без BIAS танцев с бубнами успешно проконкурировала, вынудив ослепительно золотую Teac V6030 сохраниться еще подольше, гордо сверкая в серванте вместо хрусталя. Да, Teac V6030 играет заметно чище, я бы сказал, стерильнее, но на хроме при записи ВЧ зачастую (особенно при глуховатом старом виниле) хочется прибавить. Конечно, можно взять генератор с осциллографом и перестроить Teac V6030 на максимум возможностей именно на хроме. Но какой смысл?

На практике же получается, что удачная модель, которая даже намного ниже рангом, вполне достаточна. Остаётся лишь таковую раскопать.

Другой логический расклад, если стоит выбор между аппаратами , которые уже поработали ранее. Те, что изначально подешевле и пожиже, более хлипкие по определению. Тот же Teac V6030 имеет полупрофессиональное управление и кинематику. А электронные элементы у японских дек за много лет лично меня не подводили. В любом случае, на первое место по важности в деке выходят головки, т.к. купить идентичные или аналогичные уже архи сложно. Пресловутые стеклоферритовые не панацея, при нещадной эксплуатации выкрашиваются и шлифовка не помогает. Кстати, у Teac V6030 - мудреные кобальтовые, а у JVC TD-W777 скромненько ни где не указаны какие, наверняка, просто пермаллой (metaperm), но которому подыскать замену проще.

Рассмотреть и сфотографировать эрозионный износ сложно, т.к. поверхность головки сильно бликует, надо подбирать освещение и снимать через лупу (стеклоферрит AKAI)
Рассмотреть и сфотографировать эрозионный износ сложно, т.к. поверхность головки сильно бликует, надо подбирать освещение и снимать через лупу (стеклоферрит AKAI)

PS

Если вы запали на деки, то следует иметь в виду, что как только механика начнёт разбалтываться, головки истираться, а лента сыпаться, вы будете не вылезать из под капота. Поэтому дека это как добротный коньяк - не чаще разика на часик в неделю, а то и в месяц. Тогда растянете удовольствие надолго ;)))

PPS

Винил - "субстанция" ещё более нежная. И дабы таковой не пилить, резонно перекатывать на ленту. Ну, или хотя бы в цифру.

======================================================

[1] www.nakamichi.by

[2] https://get.google.com/albumarchive/117302122985582895308/album/AF1QipO37B1vkRkBlc0DNdQzu255_GPDIgbOtcFazxRG