Найти тему
Елена Чудинова

Странное обаяние старых сериалов...

Позволила себе в праздники дурака повалять: отыскала популярный в годы моего детства сериал "Следствие ведут ЗнаТоКи". Повторюсь: странно... (Я выбрала несколько чёрно-белых фильмов, как-то меня последнее время тянет на черно-белое кино). Нет, я не сторонница популярного утверждения, что "советсткое кино лучше". Ибо иностранное - оно тоже лучше, в черно-белые времена. Всё было немножечко лучше.

Но успех сериала был вполне заслуженным. Удачное название, роскошно подобранные персонажи. Главный герой - идеальный красавец (красота уходит сегодня с экранов, даже не уходит, а убегает), характерный герой - веселый симпатяга, героиня - умная женщина не без шарма. О персонаже Эльзы Леждей хочется сказать особо. Ей веришь, что она умная. В сегодняшних фильмах, когда силиконовая и крашеная блондинка с кукольной мордочкой изображает изредка женщину интеллектуальной профессии, потуги чаще всего выглядят жалостно. А тут Кибрит с шиком разглагольствует, какую информацию можно извлечь из остатков слюны на обороте почтовой марки, и - нормально.

И нас, детей, совершенно не смущало, что на экране курят...
И нас, детей, совершенно не смущало, что на экране курят...

Я как-то писала, что тусклая эпоха семидесятых годов - самая унылая в культуре, по всему свету. Но у нас (как-нибудь тоже стоит коснуться этой темы) прослеживаются и занятные тенденции. Именно в семидесятые советская идеология потихоньку уходит из синематографа. В шестидесятых, которых некоторые так любят, еще сходили на "ура" всевозможные "Неуловимые мстители". Последние судороги героизации лжи. Но какие успешные. В семидесятые годы "идейные" фильмы успеха не имеют. Ибо звучат фальшиво. Мне напомнят про неимоверно успешного "Адьютанта Его Превосходительства". Да помилуйте, главного героя не переодевают в финале в кожанку потому, что никому он такой не потребен. Лучше пусть погибнет красиво. "Адьютанта" смотрели ради эстетики белогвардейских мундиров и манер. Поэтому, ведомые чутьем, сценаристы "ЗнаТоКов" почти не вкладывают в уста своим героям ничего казенного, сводя пафос к общечеловеческим ценностям. Знаменский и Томин то ли вовсе не состоят в партии, то ли состоят, но большого значения этому не придают. Как в жизни. И зритель был за все это признателен. С легкостью прощая даже вопиющие наивности. Я немного опешила, обнаружив, что герои занимаются то убийствами, то вдруг экомическими преступлениями, то вообще ДТП. Но такая милая игра, что - да неважно это.

Просто даже глаза умные... Этого не подделать.
Просто даже глаза умные... Этого не подделать.

Вдруг вспомнился сериал, популярный на рубеже века, по Марининой. С героиней, сыгранной актрисой, уж слишком ассоциирующейся с совсем другой ролью, не вполне полицейской. Но всё различие между этими сериалами на мой взгляд наглядно проступает из сопоставления двух открывающих титры песенок.

Наша служба и опасна и трудна,
И на первый взгляд, как будто не видна.
Если кто-то кое-где у нас порой
Честно жить не хочет.
Значит с ними нам вести незримый бой
Так назначено судьбой для нас с тобой-
Служба дни и ночи.
Если где-то человек попал в беду
Мы поможем - мы все время на посту.
Ну а если вдруг кому нибудь из нас
Тоже станет туго -

Чтож, друг друга выручали мы не раз,
И не раз согрело нас в тяжелый час
Сердце, сердце друга.
Часто слышим мы упреки от родных,
Что работаем почти без выходных,
Что разлуки нескончаемы порой,
Встречи ненадолго.
Только снова поднимает нас с зарей
И уводит за собой в незримый бой
Наше чувство долга.

Не верю!
Не верю!


На первый взгляд - простенько. Но за этой простотой стоит профессионализм. (Вообще простота в литературе - штука самая непростая). А вот, чем открывали свои шедевры создатели "Каменской":

Такая работа, вот такая работа
И день и ночь, всю жизнь без отдыха и сна.
Ты ищещь упрямо очень важное главное что – то,
И вот едва мелькнёт, откроется вот вот
Долгожданная истина....

Ни ради славы, ни ради забавы,
Ни ради власти, ни ради награды,
Мы делаем наше не лёгкое дело по лезвию бритвы скользя,
Такая работа, такая работа, и значит так надо, надо.
Иначе нельзя.

Такая работа, бесконечна дорога,
А где то ждёт тебя твой берег, твой маяк.
Там верят и любят, там не гасят очаг у порога.
И ты на свет иди, на яркий свет иди.
Там любовь и судьба твоя...

Если это не вопиющая графомания, то от понятия "графомания" вообще надлежит отказаться. Тогда давайте всё подряд считать - литературой, поэзией, вообще шедеврами.

Вы вообще попробуйте как-нибудь, просто ради интереса, поделать какое-нибудь дело, скользя по лезвию бритвы. Если у вас получилось - попробуйте, чтобы дело было еще и нелегкое. Нам же представляется, что скользить по лезвию бритвы непросто само по себе, безо всяких дел. Расположение очагов у порога также настораживает. Бессмысленное нагромождение образов, пошло преувеличенный пафос, обильные занудные повторы, плохо маскирующие полную беспомощность.

Не спасают и очки... Глаза - пусты.
Не спасают и очки... Глаза - пусты.

А если еще и сравнить тот четкий мотивчик - с этой музыкальной истерией, то делается вовсе грустно. И ведь эта "Каменская" уже подёрнута илом, что наносят Летейские воды. Черт "интердевочки" скоро будет не различить. А фильмы, что старше на двадцать лет - я нарочно глянула - миллионы просмотров.

Совсем сегодняшние сериалы я не смотрю, и не только по отсутствию времени. Но кто найдет в себе силы и характера не выключить их на пятой минуте?

А про семидесятые годы мы еще как-нибудь поговорим.

изображения из открытого доступа