Адские хотдоги на заправках, закат в зеркале заднего вида, теплый южный ветер, который обещает скорую встречу с морем, нескончаемый шум трассы….
Кто-то скажет – лютый трэш, мы скажем – романтика пути.
Мы едем от Ярославля, но наш опыт пригодится всем, кто едет от Москвы по трассе М4 «Дон» к морю, особенно если вы едете с детьми.
Есть как минимум три сценария пути:
- Гнать в два водителя с короткими передышками, ничего не смотреть, нигде не останавливаться
- Ехать неспешно, ночуя «по ситуации» где придется и как получится
- Наметить точки ночевки и достопримечательности, которые позволят сбросить напряжение и «обнулиться».
Первый вариант нам не подходит (кое-кто опять не сдал на права), второй отметаем из-за мелких, которым нужны гарантированные условия для сна.
Итак, пишу про третий сценарий. У нас есть вариант с одной ночевкой и с двумя – и оба они прошли проверку в рамках наших ежегодных поездок к морю.
Трасса М4 ненапряжная и удобная (по крайней мере по сравнению с другими трактами нашей необъятной, на которых нам довелось побывать).
Достаточное количество полос, разделители, которые делают путь гораздо более безопасным и комфортным, платные участки, позволяющие перемещаться быстрее. Кстати, платников становится с каждым годом всё больше, и стояние в многокилометровых пробках уже не является обязательной частью экскурсионной программы. Хотя стоять все равно придется, особенно если в сезон…. но приличная часть пути теперь проходит под веселое пиканье транспондера.
! Транспондер на трассе просто must have, его можно приобрести, попросить у знакомых или взять в аренду.
Усталому водителю (особенно если он один) обязательно отдыхать от дороги. Иначе монотонное однообразие пейзажей здорово снизят скорость реакции и способность адекватно реагировать на дорожную обстановку.
На М4 для этого есть специально оборудованные места для отдыха, со столиками, лавочками, и туалетами. Всё в стиле «дешево и сердито», поэтому мы очень редко пользуемся этим вариантом.
Второй вариант – заправки. Тут тоже как повезет. Бывает, что чисто, уютно и кафе, и детская площадка. А бывает, что дверь руками трогать страшно и мухи в лицо лезут. За все годы, что ездим ситуация меняется к лучшему очень неохотно, а в нынешние времена, думаю, процесс и вовсе остановится.
Нам нравятся АЗС Лукойл (не реклама, а правда жизни). Я сейчас не про бензин, а как точки для того чтобы купить всякой фигни размять ноги. Например, заправочный комплекс на 720 км трассы М4 «Дон». Главное – это игровая площадка. Дети, насидевшись в машине очень рады возможности побегать и полазать.
Остановка первая
Куды-куды!? На Кудыкину Гору!
Самый первый пункт для длинной остановки – природный парк Кудыкина гора в Липецкой области. Здесь мы бываем каждый раз и не надоедает.
Огромная территория, красивейшие пейзажи и куча всевозможных развлечений – о них отдельный пост, тут реально есть чем заняться.
И над всем этим огромная скульптура Горыныча, который по расписанию устраивает роскошное файер шоу.
После Кудыкиной горы возвращаться на трассу легко, как будто начали дорогу заново, новые впечатления стирают предыдущие восемь часов пути.
По сумеркам ищем место ночевки. Было пару раз, что и не ночевали, а просто спали в машине, но тогда дети были маленькие и им было комфортно дрыхнуть в креслах. Теперь подросшие тела требуют горизонтального положения и поэтому первая ночевка у нас в Богучаре, хотя на этом месте может быть любой из городков на пути или даже мотель возле трассы.
Остановка вторая
Богучар. «Ода» придорожным мотелям и гостевым домам.
Я их не люблю. Мне кажется, что в них грязно и неуютно. Мне бы лучше в палатке, но тут может погода помешать.
Кстати, весной, по пути в Сочи, мы нашли очень приличный вариант. И я могу порекомендовать мотель «Мечта», который, несмотря на непрезентабельный вид снаружи, оказался вполне приличной «гостишкой», с новым и качественным ремонтом, чистым отпаренным бельём и прекраснейшим персоналом.
Вот несколько фото. Номеров мало, но они все рассчитаны на семейных путешественников.
У нас был четырехместный номер с одной двуспальной кроватью и двумя односпальными.
Кроме того есть возможность заказать себе покушать – готовят прямо здесь, поэтому получается вкусно, качественно и по-домашнему.
Остановка третья
Каменск-Шахтинский, ветряки, парк Лога
Сулинская ветряная электростанция на трассе М4 - это тоже в своём роде достопримечательность и ее можно увидеть прямо с трассы. Гигантские ветряные мельницы на бескрайнем поле! Это эпичное и футуристичное зрелище.
Увидеть это чудо инженерной мысли можно сразу как проедете Каменск-Шахтинский
Кстати в самом Каменске-Шахтинском есть довольно интересный музей военной техники под открытым небом.
А неподалеку, в Старой станице еще один потрясный парк – парк Лога (мы его обычно «зацепляем» на обратном пути).
Остановка четвертая
Краснодар. Парк Галицкого.
Прекрасная точка для старта в любой пункт назначения на побережье Черного моря (в Анапу, Сочи, Геленджик, в Крым…). Здесь мы ночуем второй раз, благо в городе миллионнике можно найти жильё под любые потребности.
Сам город «тяжелый». Душно, жарко, дичайшие пробки. Но есть одно место, ради которого мы возвращаемся в Краснодар снова и снова – это парк Галицкого.
Один из лучших ландшафтных парков в России (лучший). Нереально красивые ухоженные растения, артобъекты, креативная детская площадка, фонтаны в которых можно купаться и карпы кои в прудах.
Про цены не пишу, боюсь дать устаревшую информацию. Но, к слову, во все перечисленные парки вход бесплатный
Ну а дальше горы и море, тут каждый в свою сторону)