Найти в Дзене
РИА Новости

Управлять судьбой и побеждать драконов: почему мы любим фильмы по сказкам

Оглавление

© Universal Pictures (2012)
© Universal Pictures (2012)

Анна Нехаева. Десять лет назад вышла картина "Белоснежка и Охотник" по мотивам сказок братьев Гримм. В ролях — Кристен Стюарт, Шарлиз Терон, Крис Хемсворт. Это одна их многих успешных экранизаций, среди которых "Золушка", "Гарри Поттер", "Алиса в Стране чудес". Почему мы любим фильмы по сказочным сюжетам и какая от них польза — в материале РИА Новости.

Обыкновенный герой

Пожалуй самое очевидное объяснение — механизм проекции. Отождествлять себя с главным героем, который часто оказывается самым обычным человеком, довольно просто.

Зритель "примеряет" приключения, вдохновляется опытом персонажа или проводит параллели с собственной реальностью.

В той же "Белоснежке и Охотнике" героиня Стюарт проходит опыт взросления и превращается из принцессы в умелого воина.

Кадр из фильма "Белоснежка и охотник". © Universal Pictures (2012)
Кадр из фильма "Белоснежка и охотник". © Universal Pictures (2012)
Шарлиз Терон в роли Королевы в фильме "Белоснежка и охотник". © UPI Russia Добавьте описание
Шарлиз Терон в роли Королевы в фильме "Белоснежка и охотник". © UPI Russia Добавьте описание
Крис Хемсворт в фильме "Белоснежка и охотник". © Фото : UPI Russia
Крис Хемсворт в фильме "Белоснежка и охотник". © Фото : UPI Russia

Гарри Поттер и вовсе стал идолом: мальчик-сирота, который семь лет боролся со злом, узнавал мир и подлую человеческую натуру, но не перешел на темную сторону, покорил сердца миллионов зрителей. Недаром после выхода первой части в Британии спрос на очки в круглой оправе вырос в разы. Что уж говорить о волшебных палочках.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень". © 1492 Pictures (2001)
Кадр из фильма "Гарри Поттер и философский камень". © 1492 Pictures (2001)
Сцена из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана". © Heyday Films (2004)
Сцена из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана". © Heyday Films (2004)
Фрагмент из фильма " Гарри Поттер и Орден феникса". © Cool Music (2007)
Фрагмент из фильма " Гарри Поттер и Орден феникса". © Cool Music (2007)

Можно добавить франшизу по книгам Клайва Льюиса о Нарнии. Кто не мечтал найти потайной вход в сказочное королевство у себя в шкафу? А между тем обычные дети Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси, попав в выдуманную страну, победили злую колдунью, спасли мир, стали королями и королевами.

Кадр из фильма "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф". © Walden Media/Walt Disney Pictures
Кадр из фильма "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф". © Walden Media/Walt Disney Pictures

Или возьмем Ивана из картины "Последний богатырь", в которой участник телешоу из Москва-Сити попадает в волшебное Белогорье, оказывается сыном Ильи Муромца и всех спасает.

Терапия сказками

В прошлые века странствующих менестрелей и сказителей любили и почитали: считали их хранителями опыта — исторического, психологического. Теперь эту задачу выполняют режиссеры и продюсеры.

Кадр из фильма "Хоббит: Неожиданное путешествие". © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (2012)
Кадр из фильма "Хоббит: Неожиданное путешествие". © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (2012)

Волшебство на экране отвлекает от проблем. Есть даже специальное направление в психологии — сказкотерапия. Как говорят специалисты, в любой непонятной ситуации главное — правильно подобрать историю.

Потому что она объединяет сознательное и иррациональное, мир образов — с реальными эмоциональными переживаниями. За просмотром человеку удается осмыслить процесс взросления, межличностные отношения, стандарты поведения.

Кадр из мультфильма "Алиса в Стране чудес". © Walt Disney Productions (1951)
Кадр из мультфильма "Алиса в Стране чудес". © Walt Disney Productions (1951)

Через волшебную фабулу можно проработать скрытые проблемы и нерешенные вопросы. Ведь сказка на примере обобщений демонстрирует, как действовать в том или ином случае.

Бильбо из "Хоббита" или Фродо из "Властелина колец" не раз попадали в сложные ситуации, но всегда находили нужные лазейки.

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». © Warner Bros. (2012)
Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». © Warner Bros. (2012)
Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца". © New Line Cinema (2001)
Кадр из фильма "Властелин колец: Братство кольца". © New Line Cinema (2001)

Героине "Алисы в Стране чудес" в исполнении Мии Васиковской не без помощи Шляпника и других сказочных персонажей удалось разрешить самые фантастические и странные загадки. Да и "Золушка", сыгранная Лили Джеймс, сумела встретиться с принцем, несмотря на козни мачехи (Кейт Бланшетт). Пусть сюжеты хорошо известны, но события, перенесенные на экран, воспринимаешь по-новому.

Миа Васиковска в фильме "Алиса в Стране чудес"(2010). © Walt Disney Studios, Motion Pictures, 2010
Миа Васиковска в фильме "Алиса в Стране чудес"(2010). © Walt Disney Studios, Motion Pictures, 2010
Сцена из фильма "Золушка". © Walt Disney Pictures (2015)
Сцена из фильма "Золушка". © Walt Disney Pictures (2015)
Фрагмент из фильма "Золушка". © Walt Disney Pictures (2015)
Фрагмент из фильма "Золушка". © Walt Disney Pictures (2015)

Магия кино

Некоторые режиссеры проводят специальные психологические исследования — выясняют, как выстраивать сцены, где использовать тот или иной звук, чтобы картина вызывала необходимые эмоции у зрителя, захватывала его. Так поступал, например, Альфред Хичкок.

Режиссер Альфред Хичкок с актрисой Евой Мари Сэйнт. © Фото : Metro-Goldwyn-Mayer
Режиссер Альфред Хичкок с актрисой Евой Мари Сэйнт. © Фото : Metro-Goldwyn-Mayer
"Умение управлять реакциями разных областей мозга сделало его мастером манипулирования мыслями, — отмечают специалисты Нью-Йоркского университета. — Хичкок любил говорить, что для него творчество основано на точном изучении реакции зрителя".
Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана". © Warner Bros. Pictures (2004)
Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана". © Warner Bros. Pictures (2004)
Сцена из фильма "Малефисента". © Walt Disney Pictures (2014)
Сцена из фильма "Малефисента". © Walt Disney Pictures (2014)
Фрагмент из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". © New Line Cinema (2003)
Фрагмент из фильма "Властелин колец: Возвращение короля". © New Line Cinema (2003)

Полет над Большим Озером у Хогвартса на гиппогрифе, путешествие по удивительным Топким Болотам Малефисенты, вселенная Волшебника страны Оз, подводное царство Садко или сражения под стенами Минас Тирита — ради визуализации сказочных миров точно стоит посетить кинотеатр или посвятить несколько часов просмотру кино на ноутбуке.

Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (2013)
Кадр из фильма "Хоббит: Пустошь Смауга". © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (2013)
Английский писатель и сценарист Майкл Бонд. © AP Photo / Sang Tan
Английский писатель и сценарист Майкл Бонд. © AP Photo / Sang Tan
Кадр из мультфильма "Кролик Питер 2". © Sony Pictures Productions and Releasing Russia
Кадр из мультфильма "Кролик Питер 2". © Sony Pictures Productions and Releasing Russia

Спецэффекты делают такой опыт еще более впечатляющим. Благодаря современным технологиям зрителю не надо гадать, в чем особенность движений медвежонка Паддингтона, что за чешуя была у Смауга и как переливалась шерсть кролика Питера.

Сказки
3041 интересуется