Таксисты бьют тревогу: работать в извозе становится нерентабельно. Основная причина лежит на поверхности: владение автомобилем стало намного дороже, а цены на такси не выросли. К тому же ряды таксистов в последнее время пополнились огромным количеством людей, уволенных из других сфер: машина есть, значит, можно таксовать.
У кого нет машины, берут ее в аренду. Но вот незадача, стоимость самого автомобиля в рублевом эквиваленте увеличилась минимум в полтора раза, а цена аренды осталась прежней. Проблема в том, что за бóльшую цену ее просто не возьмут в аренду, а арендодателям тоже нужно на что-то жить. И здесь начинает раскручиваться длинная цепочка, в конце которой человек стоит на автобусной остановке, а не садится в вызванное через приложение такси.
Больше половины машин в такси катаются арендные. Арендодателям сдавать машину в такси стало намного менее выгодно, потому что цены на аренду остались прежними — дороже никто не возьмет. У меня есть знакомый, который занимается сдачей машин в аренду под такси: взял себе три популярных В-класса (б/у Солярис, Рио и новую Гранту) и сдает их таксистам.
Так вот головной боли у него с этими машинами было и так немало – постоянно то водитель окажется "залетный", то машина в аварию попадет, то просто что-то сломается – но сейчас к ней добавилась еще и не слишком привлекательная финансовая арифметика. Машину нужно чинить по возросшим ценам, а стоит аренда все ту же тысячу рублей в день.
Ну, бог с ними, с арендодателями. Посмотрим на ситуацию с точки зрения таксистов.
Если раньше за десять-двенадцать часов таксист мог наездить тысяч семь рублей, из которых пять тысяч оставались в его кармане чистыми, то сейчас за то же время он нарулит тысячи четыре, не больше. Люди стали меньше пользоваться такси и больше ездить на общественном транспорте, количество клиентов снизилось. Значит, чтобы получать столько же денег, нужно больше работать. Не хочешь работать больше? Не проблема, найдутся более трудолюбивые (мы ведь помним, что в таксисты сейчас пошло очень много людей).
Разумеется, в обозримой перспективе такси никуда не денется. Автопарк будет постепенно стареть, наверняка приложения снизят требования по безопасности и возрасту авто для заключения соглашения с автопарком, а таксисты продолжат работать. Только бизнес этот будет все менее привлекателен для арендодателей авто и таксистов, а для потребителей это выльется в худшее качество предоставляемых услуг.
В Узбекистане в такси ездят одни Матизы с газовыми баллонами в багажнике. Машины эти передвигаются исключительно на святом духе, пробеги давно перевалили за 200.000 км. Когда после Узбекистана приезжаешь в Россию и видишь здесь в такси новые Поло и Рапиды, чувство, как будто приехал в какую-нибудь Швейцарию. Разница в качестве предоставляемых услуг колоссальная.
Так что такси будет, и машины будут, только изменится качественная составляющая.
А вы смогли бы ездить на такси-матизах с баллоном в багажнике или уж лучше на автобусе? В Узбекистане люди ездят и ничего...