Найти тему
Правила жизни

Фильмы Александра Сокурова, которые вы должны посмотреть

Сегодня Александр Сокуров отмечает день рождения. Вот 5 картин из фильмографии режиссера, без которых этого режиссера невозможно представить, а еще труднее — понять.

«Русский ковчег» (2002)

Это один из самых известных (во всяком случае, среди синефилов) российских фильмов за рубежом. «Русский ковчег» снят в петербургском Эрмитаже за один день, более того, за неполные полтора часа — весь, от начала до конца, без склеек. В Эрмитаже оказываются двое: некий французский маркиз (Сергей Дрейден) и сам Сокуров, невидимый, в виде голоса за кадром. Они идут вместе из зала в зал, где меняются эпохи и столетия, где в одну секунду может развиваться пышный императорский бал в стенах Зимнего дворца, а в другую мы увидим великое здание в дни блокады Ленинграда.

«Молох» (1999)

-2

«Молох» же рассказывает про Гитлера, и эту картину, выйди она сегодня, кажется, попытались бы запретить. Это, разумеется, не байопик, а такой странный фантазм, реконструкция ненастоящего воспоминания мертвого фюрера о дне, проведенном с Евой Браун, Геббельсом и Борманом в Альпах, считай, на даче. Делать там героям особо нечего — ходят, бродят, ведут незначительные разговоры. Но этот день, ничего не значащий, говорит нам о Гитлере больше, чем многие исследования. Сокуров показывает величайшего злодея всех времен как человека живого, но глубоко больного и надломленного, нераскаившегося убийцу миллионов, распространившего свои комплексы на весь мир посредством бессмысленной и жуткой войны, что идет где-то там, далеко.

«Фауст» (2011)

-3

Фильм-лауреат «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Самая хитроумная картина Сокурова — и не то чтобы остальные были простенькие. В первую очередь здесь сквозь очертания традиционного для Сокурова сложноустроенного материального мира, собранного из аллюзий на другие произведения искусства, можно разглядеть вечные темы — отношения человека с дьявольским началом в сознании, пляска всякого индивида на балу в паре со смертью, власть как разлагающая гордыня и так далее. А можно всего этого в «Фаусте» и не увидеть — он настолько комплексный, что его видимая бездонность может сама по себе завораживать всякого смотрящего в этот колодец.

Понравилась статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на Правила жизни.

#кино #кинематограф #режиссер #александрсокуров #фильмы #российскоекино #русскиефильмы