Как известно, в России хорошо умеют делать танки, ракеты, валить лес, качать нефть и газ, выращивать зерно. И это хорошо. Без всякой иронии. Оборонная и добывающая промышленность, сельское хозяйство - это основа основ. И последние события показали, как важно иметь сильную армию и независимость в плане ключевых природных и сельскохозяйственных ресурсов. Для успешной работы в этих отраслях, безусловно, требуются крупные корпорации и часто государственное участие и поддержка. Здесь в большинстве случаев нужны серьезные инвестиции, сложные технологические процессы и цепочки с длительными периодами оборота капитала. Тут мелкому бизнесу не под силу сделать что-то стоящее. Ну, разве что, фермеры могут внести свою лепту, но и они нуждаются в довольно дорогой технике. Их продукт скоропортящийся и сезонный, что неизбежно приводит к вопросам по централизации хранения, реализации и переработки продукции.
Но кроме выше перечисленных отраслей есть масса производств, где вполне могут и должны вырастать малые предприятия. Особняком нужно поставить торговлю и сферу услуг. Это - не производство! И здесь с малым и средним бизнесом у нас еще туда-сюда. А вот с производством - полный провал. Доля производственников в среде малого и среднего бизнеса исчезающе мала. По разным оценкам она составляет 3-5% от общего числа малых предприятий и постоянно сокращается в последние годы. В Европе эта доля составляет около 20%. В Китае - около 40%. И эта оценка не учитывает структурного спектра. Если посмотреть глубже, то основную часть малых производств занимают пищевые (кондитерские, булочные, пиво- и сыроварни...), швейные и другие виды предприятий с довольно примитивными технологиями и высокой долей ручного труда. Доля малых производственных предприятий инновационной направленности просто ничтожна. А кто-то тут рассказывал нам сказки о Силиконовых долинах в Сколково и райских кущах Роснано... Ладно, не буду о грустном прошлом и таком же настоящем. Попробуем трезво оценить причины, мешающие развитию малых производств, и помечтаем о светлом будущем, в котором эти препоны будут устранены.
Надзиратели и бюрократы. Это первый бич. Частокол надзорных органов: пожарный, потребительский, санитарный, налоговый, трудовой надзоры образуют непроходимый лабиринт, в котором установлены растяжки штрафов и ловушки постоянно меняющихся стандартов, за которыми просто невозможно уследить, если не содержать специальный финансово-юридический отдел. А ведь нередко в малом предприятии даже бухгалтерию толком вести некому. Многие управленческие функции совмещают один-два-три человека. Попробуйте пройти этот лабиринт без потерь. Эта миссия невыполнима. Если не ввести для малых производств особый режим надзора, они никогда не поднимутся. Ничего не сдвинется с мертвой точки, если не будут созданы госструктуры юридической поддержки малого бизнеса, которые бы на льготных условиях обслуживали бы интересы малых производств, защищали бы их от нападок бюрократов, на практике бы помогали выявлять и выкашивать абсурдные требования контролеров. Это закон равновесия в природе: на всякое действие должно быть противодействие. Если нет противовеса, система летит в разнос. У нас нет никакого противовеса чиновничьему рвению. Если у надзирателя зарплата зависит от количества выписанных штрафов, а в реестре нарушений значится тысяча позиций, которые иной раз противоречат друг другу, выпишет он штраф? А производство - это не торговый павильон. Там могут быть и станки, и системы вентиляции, и даже лом с кувалдой могут не в том углу стоять. Тут не придраться не под силу даже ленивому.
Налоги. Это второй бич. Как я уже сказал, на малых производствах часто используется ручной труд. Это большая доля оплаты труда в структуре расходов. А налог на труд у нас превышает 50%: НДФЛ, страховые и пенсионные отчисления резко повышают налоговую нагрузку на ручные производства по сравнению с той же торговлей, где один продавец может обслуживать торговый зал. Торговец платит только налог с оборота (речь об упрощенной схеме налогообложения, наиболее часто используемой МП), а производственник - и налог с оборота, и налог на труд, и штрафы (или откаты). Спрашивается: чем более выгодно и менее рискованно заниматься? Конечно, торговлей. Я даже не беру в расчет в принципе более высокие риски и инвестиции производственника. Я вообще удивляюсь, что у нас кто-то еще развивает малые производства. Гораздо выгоднее и спокойнее просто положить деньги в банк под проценты, чем вкладывать их в производство. Без изменения налоговой системы для малых производств все восклицания об импортозамещении останутся пустым звуком.
Аренда и энергия. Почему наши предприниматели переводят свои производства в Китай? Дешевле сделать металлическую дверь в Китае и привезти ее через всю Сибирь в Москву, чем сделать ее здесь. Почему? Потому что труд в Китае дешевле? Это лишь часть правды, и даже не совсем правда, поскольку стоимость оплаты труда в Китае скоро догонит российскую, если уже не догнала. Дело в том, что в Китае существует программа поддержки. Китайское государство давно строит пустые промзоны на пустырях, подводит туда коммуникации и запускает туда всех желающих, обеспечивая низкую арендную плату, льготный территориальный налоговый режим, льготные цены на электричество и другие виды энергии, информационную и юридическую помощь.
Вопросы еще есть?