Найти тему
Географ и глобус

Бишоп-Рок – самый маленький остров в мире

В принципе в мировом океане полным-полно островов, которые по площади даже меньше этого скалистого кусочка суши, что находится юго-западнее Великобритании в суровых водах Атлантического океана. Но именно Бишоп-Рок Книга рекордов Гиннесса признает самым маленьким застроенным островом в мире.

Остров Бишоп-Рок/ © kulturologia.ru
Остров Бишоп-Рок/ © kulturologia.ru

Впрочем, "застроенным" – это чересчур громко сказано. Ведь единственное здание на острове – это маяк, целиком занимающий всю его площадь. Со стороны даже кажется, что башня маяка вырастает прямо из воды и выглядит в этом пейзаже как что-то инородное, которое вот-вот будет разрушено стихией. Но нет – маяк на Бишоп-Роке существует вот уже 164 года и исправно выполняет свою функцию.

Смыло в океан

А между тем у него, как и у самого острова в целом, довольно непростая и интересная история. Первые попытки построить тут маяк были предприняты еще в 1847 году. Раньше это было довольно опасное для судоходства место – много неприметных скал и очень непростой фарватер. Корабли и даже целые эскадры терпели здесь крушение за крушением. Так, в 1707 году вблизи Бишоп-Рока целиком затонула военная эскадра, разбившись о скалы во время шторма, погибло 2000 моряков.

Бишоп-Рок вблизи/ © meteovesti.ru
Бишоп-Рок вблизи/ © meteovesti.ru

Именно тогда-то и было принято решение построить маяк. Однако англичане видимо не особо спешили, так как первое сооружение на Бишоп-Роке появилось только столетие спустя. На крохотном островке, размеры которого 16 на 46 метров (в 6 раз меньше, чем футбольное поле) возникла высокая дубовая башня на каменном фундаменте. Но то ли инженерные расчеты при строительстве оказались неверными, то ли стихия в тот период бушевала особенно сильно, но уже через 4 года маяк смыло в океан во время одного из штормов.

Вторая попытка состоялась спустя уже 4 года. На сей раз подошли к сооружению маяка более обстоятельно. Его решили возводить целиком из гранитных блоков, вдобавок укрепить строение железными балками, чтобы никакой ветер не смог поколебать башню. Первоначально туда завезли 3 тысячи тонн гранита. Рабочих и материалы разместили на соседнем необитаемом острове и когда позволяла погода их доставляли к Бишоп-Року на лодках.

Этапы строительства маяка Бишоп. Слева – самый первый маяк, смытый штормом в океан/ © proboating.ru
Этапы строительства маяка Бишоп. Слева – самый первый маяк, смытый штормом в океан/ © proboating.ru

Строительство растянулось на долгие 8 лет. А потом маяк еще несколько десятков лет укрепляли, потратив на это еще столько же гранита, сколько было использовано для постройки. Зато твердыня получилась на загляденье. Кажется, что это довольно хрупкая конструкция и бушующие вокруг волны способны ее запросто разрушить. Но при ближайшем рассмотрении сразу бросается в глаза вся мощь и гранитная монументальность этой башни.

До чего дошел прогресс

На первых порах высота маяка была 33 метра и в качестве огня там использовались сначала свечи, а потом керосиновые лампы. Но видимо этого света было недостаточно, иначе чем объяснить произошедшее вблизи Бишоп-Рока одно из крупнейших кораблекрушений в истории Британии. В 1875 году прям в аккурат рядом с маяком из-за потери ориентации затонул парусник "Шиллер" с 335 пассажирами на борту.

Но технический прогресс не стоял на месте, дошел он и до многострадального маяка. Сначала его нарастили, увеличив высоту до внушительных 46 метров, потом еще раз дополнительно укрепили вертикальными железными балками. В 1979 году на крыше соорудили специальную вертолетную площадку, а годом позже на островке появилось электричество. Его стали производить солнечные батареи, размещенные на самой вершине башни.

Солнечные батареи маяка Бишоп-Рок/ © proboating.ru
Солнечные батареи маяка Бишоп-Рок/ © proboating.ru

Побыть смотрителем

От смотрителя на маяке отказались только в 1992 году, а до этого в верхней трети башни находились его "покои" – несколько комнат с узкими окошками, напоминающие больше амбразуры дота. Они, кстати, и поныне востребованы. Руководство береговой службы Британии превратило жилую часть Бишоп-Рока в миниатюрный отель. В нем всего четыре "номера", но больше и не надо. Желающих доставляют на остров либо на лодке, либо вертолетом (дорогущее удовольствие), а потом оставляют их в башне на неделю вместе с запасом продуктов и питьевой воды.

К услугам тех, кто решил почувствовать себя современным смотрителем маяка комфортабельные покои с надежными гранитными стенами, выход на крытую галерею и лестница вниз, к каменным скользким ступеням, уходящим прямо в море. По желанию пребывание можно продлить, но максимальный срок не превышает трех недель. Правда, что делать на крохотном острове почти месяц – непонятно. Сдается мне, морская романтика надоест уже через несколько дней, всевозможные ракурсы и виды будут запечатлены в памяти смартфона, все этажи исследованы и чайки пересчитаны. И уйдет на это максимум неделя.

Маяк Бишоп-Рок/ © proboating.ru
Маяк Бишоп-Рок/ © proboating.ru

Однако очередь из желающих поселиться на Бишоп-Роке расписана на полгода вперед, так что придется еще подождать, прежде чем можно будет примерить на себя шкуру смотрителя маяка, пожить на самом маленьком застроенном острове на планете и наполниться чувством гордости и единения с суровой морской природой. Наверное, это стоит того...

А у нас в стране есть свой "Бишоп-Рок". Правда жаль, что российский маяк в настоящее время заброшен. Однако по красоте и необитаемости он даст сто очков своему английскому собрату. Судите сами 👇:

Самый труднодоступный маяк в России
Географ и глобус4 сентября 2021

(В подготовке статьи использовалась информация с сайтов: meteovesti.ru; proboating.ru; kulturologia.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.