Ровно 40 лет назад этот мир покинул замечательный советский актер театра и кино
Солоницын Анатолий Алексеевич (1934—1982)
Заслуженный артист РСФСР. Памятен в первую очередь ролью Великого русского иконописца Андрея Рублева в знаменитом фильме Андрея Тарковского.
Его предком был известный крестьянин—летописец Захар Солоницын, написавший и издавший в середине XIX века сборник исторических преданий о Поветлужье «Ковчег ветлужской старины.
Родился в 1934 году в городе Богородске Горьковского края. Отец Анатолия был журналистом и служил ответственным секретарём газеты «Горьковская правда».
При рождении мальчика назвали Отто в честь знаменитого советского полярника Отто Юльевича Шмидта. В 1941 году при поступлении в первый класс начальной школы по понятным причинам имя Отто мальчику сменили на Анатолий.
После войны семья перебралась в Саратов. Еще в школе Толя активно участвовал в художественной самодеятельности, читал стихи, выступал с куплетами.
В 1955 году Анатолий Солоницын едет в Москву, что бы поступить в ГИТИС, однако не проходит по конкурсу. Неудачей заканчиваются и следующие две попытки. Отчаявшись покорить Москву, молодой человек едет в Свердловск, где его тут же принимают в только что открывшуюся студию при местном драматическом театре.
Окончив учёбу, был принят в штат Свердловского драмтеатра. В 1963 году дебютировал в кино. Работавший тогда на Свердловской киностудии молодой кинорежиссер Глеб Панфилов пригласил актера на главную роль в свой первый фильм «Дело Курта Клаузевица».
В 1964 году, в журнале «Искусство кино» был опубликован сценарий фильма «Андрей Рублев», который готовился снимать Андрей Тарковский. Солоницын едет в Москву находит там Тарковского и уговаривает попробовать его на главную роль. После проб режиссер утверждает никому неизвестного, провинциального актера на роль великого иконописца.
Люди, знавшие Анатолия Алексеевича и принимавшие участие в работе над фильмом говорили, что он не играл Рублева. Он просто стал им. Во время съемок он вел аскетический, монашеский образ жизни, четыре месяца не разговаривал, потому что его герой принял обет молчания, оставил работу в театре, что бы полностью сосредоточится на съемках.
С тех пор Андрей Тарковский приглашал Солоницына на съёмки всех своих фильмов. Анатолий стал для Тарковского своеобразным талисманом.
В своем следующем фильме «Солярис» он доверил ему роль астробиолога Сарториуса
а в «Зеркале» специально для него придумал образ Прохожего
В декабре 1976 года Андрей Тарковский начинает репетиции своей постановки «Гамлета» на сцене московского Театра имени Ленинского комсомола. На главную роль он пригласил Солоницина.
Офелию играла Инна Чурикова. Вскоре актриса забеременела и ушла в декрет. Спектакль был снят с репертуара и после этого Анатолий Солоницин в театре больше никогда не играл, полностью сосредоточившись на съемках в кино.
Нужно сказать, что снимали его много и охотно. Сразу после «Андрея Рублева» Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет»
а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге».
Он снимался у таких известных мастеров, как Алексей Герман в «Проверке на дорогах»
у Сергея Герасимова в фильме «Любить человека»
у Никиты Михалкова в «Своем среди чужих, чужом среди своих»
Ларисы Шепитько в «Восхождении»
и множестве, других картин вошедших в золотой фонд не только советского, но и мирового кинематографа.
Последней совместной работой Солоницина и Тарковского стал фильм «Сталкер»
В 1980 году на экраны вышел фильм Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» где Анатолий Алексеевич блестяще сыграл роль великого русского писателя
Эта его работа была отмечена Призом «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль Берлинского кинофестиваля.
К сожалению многолетняя, изнурительная работа, многочисленные тяжёлые не только в физическом, но и главным образом в психологическом плане роли подорвали силы и здоровье актера.
Анатолий Алексеевич Солоницын скончался 11 июня 1982 года от онкологического заболевания в возрасте 47 лет. Похоронен на 37 участке Ваганьковского кладбища. На надгробном памятнике он представлен в образе своего лучшего киногероя Андрея Рублева.
А вы, мои уважаемые читатели помните этого прекрасного актера?