Урок: чтение
Тема: Звук и буква Бб. Выделение звука Бб. Слоги, слова со звуком Бб в твёрдом варианте. Предложения с данными словами.
Цель: знакомство с новым звуком и буквой Бб, обозначающей этот звук.
Задачи:
- познакомить с новым согласным звуком и буквой Бб; учить читать слоги и слова с новой буквой;
- продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, память, логическое мышление; уточнять и обогащать словарный запас;
- воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, доброе отношение к животным; интерес и желание читать.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка.
- Ребята, какое у нас сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какой уро?
- А что мы делаем на уроке чтения?
Артикуляционная гимнастика.
А теперь откройте ротик,
Приготовьте язычок,
Упражнения помогут
Нам слова произносить.
Открывание и закрывание рта.
Вытягивание губ вперед и растягивание их в улыбку.
Движение языка вперед и назад при широко открытом рте.
Поднимание языка вверх.
Повороты языка вправо и влево.
Пощелкивание кончиком языка.
Актуализация опорных знаний
Встали буковки. «Ура!»
За работу нам пора!
«Путаница»
- Назовите буквы?
- Какая буква лишняя? (А, о, и, т, у. Р, п, ы, л, ж.)
Формирование представлений о звуке.
А) Выделение звука.
- Посмотрите на рисунки. Назовите предметы (бабочка, бочка, барабан, бусы)
- Произнесите слово. Сколько слогов? Произнесите первый слог. Определите первый звук.
- С какого звука начинаются эти слова?
Б) Учимся произносить звук.
- Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук. Надо сомкнуть губы и опустить нижнюю челюсть. Губы плотно сомкнуты. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое нёбо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы. Голосовые связки вибрируют.
В) Характеристика звука.
- Расскажите о звуке Б. (Не поется, согласный. Живёт в синем домике)
Г) Упражнения в выделении звука Б из потока речи.
- Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ. Запомните слова, в которых есть новый звук Б.
«Лесные музыканты»
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум! бум!
Подошел барсук с баяном:
- Можно с тобой вместе поиграть?
- Конечно, можно! – обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно, и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались.
-Нельзя ли потише?! – просят звери.
А музыканты еще громче заиграли.
Тут вышла белочка:
- Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать. (Г.Юдин)
- Поднимите голову. Какие слова запомнили со звуком Б?
Формирование представления о буквах Б, б.
- Звук Б обозначается буквами, их две. (Показываю)
Для чего нужна большая буква? А маленькая?
Сравните их.
- На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
б) Конструирование буквы
- Соорудите буквы из палочек и геометрических фигур.
- Соедините точки так, чтобы получилась буква Б.
Чтение слогов текста.
- Ребята, кто-то к нам спешит в гости. Давайте попробуем отгадать загадку.
Человечек деревянный.
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
- Ребята в сказке Буратино в школу так и не попал и букв не знает, а читать ему очень хочется. Давайте ему поможем прочитать слоги.
Ба –ба –ба
Бо- бо -бо
Бу -бу- бу
Бы-бы-бы
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Что бы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Б) Упражнения в составлении и чтении слов.
- Как вы думаете, кто к нам еще спешит на урок? Давайте попробуем узнать.
Встал он прямо у дорожки:
Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу» (бычок)
- Кто видел быка? Что вы можете рассказать об этом животном?
(Анализ и составление рассказа)
Работа по учебнику с.17.
А) Работа с рисунком
- Какое животное нарисовано? С какого звука начинается это слово? Какая буква? В каком домике живет? Почему?
Б) Чтение – разведка
- Возьмите карандаши. Прочитайте рассказ. Подчеркните букву Б в тех словах, где она есть. Сколько встретилось букв Б в тексте? А теперь давайте прочитаем текст.
(Чтение текста)
- О ком прочитали рассказ? Где был бык? Кто пас быка?
Итог урока.
- Чем вы занимались на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- С каким звуком и буквой познакомились?
- Какие слова запомнили со звуком Б?
Ба – ба – ба
Бо – бо – бо
Бу – бу – бу
Бы – бы – бы
Би – би – би
У бобра хатка. Он сам таскал палки. Хатка хороша. Бобры умны.
У барсука нора. Настала зима. Барсук уснул.