Найти тему
ВелоСтрана

Как устроены втулки велосипеда: типы и стандарты

Мы продолжаем цикл статей об уходе за велосипедом и на очереди у нас велосипедные втулки.

Втулки — это достаточно сложный узел. Для того, чтобы грамотно обслужить его, нужно хорошо понимать его устройство и принцип работы. В этой статье мы разберёмся со популярными видами втулок, их конструктивом и стандартами.

Как устроены задние и передние втулки велосипеда

Втулку велосипеда обобщенно можно разделить на 3 основные части: корпус, ось и подшипники.

Корпуса втулок изготавливаются из алюминия или стали. Стальные втулки встречаются на более бюджетных велосипедах. Такие корпуса состоят из трёх частей, спрессованных друг с другом: два фланца и цилиндр между ними. Дополнительным элементом также может быть крепление для ротора тормозного диска.

Все велосипеды более высокого сегмента комплектуются втулками с алюминиевыми корпусами. Такие корпуса имеют большую жесткость, так как представляют из себя единую деталь без каких-либо соединений. Также они заметно легче, чем стальные.

При выборе велосипеда или втулки мы рекомендуем отдавать предпочтение именно алюминиевым вариантам.

Оси бывают стальные или алюминиевые, в зависимости от конструктива и стандарта крепления втулки к раме или вилке велосипеда — на гайках, эксцентриках или сквозных осях. Ниже мы рассмотрим все возможные варианты.

Подшипники внутри втулок бывают:

  • открытые или насыпные подшипники («шарики»). Еще их называют «конус-чашка». Shimano до 2021 года использовали в своих втулках только такие;
  • закрытые или шариковые радиальные подшипники (промподшипники или «промы»).

Большинство самых популярных типов велосипедов — «горных», городских, складных, шоссейных и даже детских — объединяет наличие переключателей передач. На задние втулки таких велосипедов установлен блок звёзд — кассета или трещотка.

Это же касается и велосипедов с одной скоростью (синглспид). На них вместо блока звёзд может устанавливаться фиксированная звезда (для fixed-байков) или трещотка с одной звездой — фривил. Переборка таких втулок даже проще, ввиду меньшего количества деталей.

На городских или детских велосипедах встречаются втулки со встроенным ножным тормозом. Особняком также стоят планетарные втулки, внутрь которых встроена система переключения передач. Такие типы втулок имеют свои особенности, которые мы не будем рассматривать в этой статье.

Передние велосипедные втулки устроены проще: из необычных вариантов встречаются втулки со встроенной динамо-машиной, от которой питаются фонари, или с барабанным тормозом.

Устройство втулок на насыпных подшипниках — на «шариках»

Втулка на насыпных подшипниках может иметь ось под эксцентрик или затягиваться гайками. Также встречаются довольно редкие втулки на насыпных подшипниках под сквозную ось, например Shimano FH-MT400.

На схемах ниже показано устройство различных вариантов втулок на насыпных подшипниках. Их объединяет наличие в корпусе втулки чаши, в которую помещены металлические шарики. Нижняя часть этой чаши является поверхностью качения. Сверху шарики закрываются конусом, а затем конструкция затягивается контргайкой.

Устройство втулок на радиальных подшипниках — на «промах»

Радиальный шариковый подшипник (в народе его прозвали «промышленный» или просто «пром») представляет собой закрытую конструкцию, состоящую из двух колец и шариков между ними.

-4

Втулки на «промах» могут быть двух видов:

Вариант 1: на оси 10 мм. Чаще под эксцентрик, но может быть и на гайках. В таком случае их устройство аналогично втулкам на насыпных подшипниках, только вместо конуса на ось накручивается гайка, прижимающая промподшипник. Часто по внешнему виду их очень сложно отличить от втулок на насыпных подшипниках.

Вариант 2: с полой осью. Могут быть установлены с эксцентриком или сквозной осью 12 мм сзади и 15 мм спереди. Это зависит только от колпачков, которые установлены на концах оси. Устройство и внешний вид таких втулок показаны ниже.

На шоссейных велосипедах спереди используется ось 12 мм, как и сзади

Как подобрать втулку велосипеда

Если старая втулка уже не поддаётся обслуживанию и ремонту, её нужно заменить. При выборе новой нужно учитывать:

  1. Количество отверстий для спиц на фланцах — оно должно совпадать с количеством отверстий на ободе. Распространены варианты на 28, 32, 36 спиц.
  2. Тип тормоза — втулки для дисковых тормозов должны иметь крепление для ротора (под 6 болтов или стандарт Center Lock).
  3. Стандарт втулки — ширина и диаметр оси. Ширина должна соответствовать посадочному месту — расстоянию между дропаутами рамы или вилки, в которое устанавливается втулка. Распространенные стандарты для передней втулки 100, 108, 110 мм, для задней — 135, 142, 148 мм.
  4. Тип крепления — на гайках, эксцентриках или сквозных осях.
  5. Для задних втулок нужно учитывать тип блока звёзд — кассета или трещотка, а также тип барабана.
Подробнее про стандарты задних втулок в нашем видео.

Ещё один важный параметр — диаметр фланцев втулки и расстояние между ними. У разных производителей размеры фланцев разные, поэтому часто при замене втулки требуется и замена спиц. Желательно подобрать втулку той же модели, что была у вас, или аналогичную с такими же параметрами фланцев, чтобы не менять спицы. Если фланцы будут другими, придется рассчитывать длину спиц, а она зависит от многих параметров. Подробнее про сборку колёс мы напишем в отдельной статье, следите за новостями на канале.

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, как устроены втулки вашего велосипеда, а значит можете заняться их разбором и обслуживанием. В этой статье вы найдете пошаговую инструкцию от наших механиков. Желаем удачи в этом нелегком деле!

Сеть магазинов велосипедов, аксессуаров и запчастей: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских:
ВелоМастерская.ру

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

YOUTUBE
ВКОНТАКТЕ
ТЕЛЕГРАМ
ОДНОКЛАССНИКИ
RUTUBE