Найти тему
Strategy Partners

Чем опасен запрет на страхование танкеров с российской нефтью

Евросоюз договорился с Великобританией усилить европейское эмбарго на импорт российской нефти запретом страховать перевозки российского топлива по всему миру.

Более того, как пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источник в Еврокомиссии, над присоединением к запрету работает «Большая семерка» (G7). Правительство Великобритании намерено вскоре объявить о запрете для своих компаний предоставлять страховое покрытие морским судам, транспортирующим российскую нефть.

Сам по себе запрет покупать российскую нефть (под ним к концу года окажется до 90% ее экспорта в ЕС) скорее переориентирует поставки, нежели сократит их, тогда как запрет на страхование способен оказать более сильный экономический эффект, пишет The Wall Street Journal. Это джокер в кармане европейцев и, вероятно, один из самых важных элементов в «наступлении» на российский нефтяной экспорт, считает экономист и автор отраслевой рассылки Commodity Context Рори Джонстон.

Что будет означать для российского нефтяного экспорта решение ЕС и Великобритании прекратить страхование этих операций?

В комментарии для РБК партнер Strategy Partners Алексей Волостнов отметил:

«Ограничение направлено на судовладельцев — перевозчиков российской нефти, которые потеряют возможность страховать и перестраховывать грузы, например в Lloyds. Важным фактором будет практический механизм реализации этих ограничений: например, в случае, если нефть в танкере смешивается с другой нефтью, теряет статус российского продукта и становится блендом. Кроме того, перевозчикам придется обращаться к менее крупным страховым компаниям в других регионах, что повлечет за собой дополнительные издержки. Страховые компании, которые специализируются на таких сделках, есть в Азии, поэтому рынок для российской нефти, безусловно, не закрывается, хоть и становится сильно сложнее.

Возможность перевозить российскую нефть останется, как всегда оставалась возможность купить иранскую нефть, однако привлекательность продукта для потребителей будет определяться дисконтом, который будет вынужден предлагать продавец.

-2

Иранский опыт

Решения по обходу нефтяных санкций, которые систематически применял Иран, можно разделить на четыре категории, утверждает советник консалтинговой фирмы Gulf State Analytics Бретт Судетич:

  • хранение нефти на танкерах в море, пока ищутся клиенты, готовые купить подсанкционную нефть;
  • изменение имен судов и их идентификационных кодов для запутывания следов;
  • отключение системы AIS, служащей для идентификации судов;
  • секретные перегрузки нефти с судна на судно в море (STS).

В апреле Bloomberg писал, что компания Shell начала торговать «латвийской смесью», где баррель только на 49,99% состоит из российского сырья (технически такой груз не считается грузом российского происхождения).

ИСТОЧНИК: РБК