Евросоюз договорился с Великобританией усилить европейское эмбарго на импорт российской нефти запретом страховать перевозки российского топлива по всему миру.
Более того, как пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источник в Еврокомиссии, над присоединением к запрету работает «Большая семерка» (G7). Правительство Великобритании намерено вскоре объявить о запрете для своих компаний предоставлять страховое покрытие морским судам, транспортирующим российскую нефть.
Сам по себе запрет покупать российскую нефть (под ним к концу года окажется до 90% ее экспорта в ЕС) скорее переориентирует поставки, нежели сократит их, тогда как запрет на страхование способен оказать более сильный экономический эффект, пишет The Wall Street Journal. Это джокер в кармане европейцев и, вероятно, один из самых важных элементов в «наступлении» на российский нефтяной экспорт, считает экономист и автор отраслевой рассылки Commodity Context Рори Джонстон.
Что будет означать для российского нефтяного экспорта решение ЕС и Великобритании прекратить страхование этих операций?
В комментарии для РБК партнер Strategy Partners Алексей Волостнов отметил:
«Ограничение направлено на судовладельцев — перевозчиков российской нефти, которые потеряют возможность страховать и перестраховывать грузы, например в Lloyds. Важным фактором будет практический механизм реализации этих ограничений: например, в случае, если нефть в танкере смешивается с другой нефтью, теряет статус российского продукта и становится блендом. Кроме того, перевозчикам придется обращаться к менее крупным страховым компаниям в других регионах, что повлечет за собой дополнительные издержки. Страховые компании, которые специализируются на таких сделках, есть в Азии, поэтому рынок для российской нефти, безусловно, не закрывается, хоть и становится сильно сложнее.
Возможность перевозить российскую нефть останется, как всегда оставалась возможность купить иранскую нефть, однако привлекательность продукта для потребителей будет определяться дисконтом, который будет вынужден предлагать продавец.
Иранский опыт
Решения по обходу нефтяных санкций, которые систематически применял Иран, можно разделить на четыре категории, утверждает советник консалтинговой фирмы Gulf State Analytics Бретт Судетич:
- хранение нефти на танкерах в море, пока ищутся клиенты, готовые купить подсанкционную нефть;
- изменение имен судов и их идентификационных кодов для запутывания следов;
- отключение системы AIS, служащей для идентификации судов;
- секретные перегрузки нефти с судна на судно в море (STS).
В апреле Bloomberg писал, что компания Shell начала торговать «латвийской смесью», где баррель только на 49,99% состоит из российского сырья (технически такой груз не считается грузом российского происхождения).
ИСТОЧНИК: РБК