10 июня в аэропорту Внуково ФСБ задерживает ярого экозащитника, бывшего соратника Лужкова и (как выяснилось) проектировщика метрополитена в Сибири – Олега Митволя. Его обвинили в хищении 900 млн рублей на строительстве красноярской подземки. Бывшего чиновника доставили в Красноярск и отправили в СИЗО до 24 июля.
Как получилось, что борец с коррупцией Олег Митволь, автор глагола «отмитволить» (исключительно административно нажать) арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и грозит ему до 10 лет лишения свободы?
Сама биография Митволя очень любопытна. За свою жизнь (ему 55 лет) он успел побыть медиамагнатом (владел 75% акций газеты «Новые известия»), банкиром (ему приписывали банк «Логос») и даже фермером (за ним числилась плодовоовощная компания). Но мы запомнили его, как префекта Северного административного округа Москвы и заместителя руководителя Росприроднадзора. В последней должности он проявил себя очень ярко. Ругался с Пугачевой по поводу незаконного строительства бани (в водоохранной зоне). Он был одним из активистов борьбы за Химкинский лес, обращался в прокуратуру против строительства платной трассы Москва-Санкт-Петербург и, вообще, всегда топил за экологию. А в 2016 г. он даже возглавил партийный список «Зеленых» в Госдуму.
Сибирский борец за экологию
Потом что-то случилось, и Митволь сильно заинтересовался Сибирью. Круг его интересов переместился в Томскую область и Красноярский край. В Томске он организовал компанию «Полигон» по утилизации промышленных токсичных отходов. Он и сейчас значится в этой конторе как председатель совета директоров.
В Красноярске Митволь по началу тоже двигал тему с захоронением отходов (надо сказать, тема болезненная в регионе; здесь создано самое большое хранилище ядерных отходов в закрытом городе Железногорске). Он даже вывел на чистую воду бывшего сотрудника МВД – Сергея Колбасинского. Тот, по версии Митволя, вывез на полигон «Серебристый» под Красноярском семь контейнеров токсичных веществ. Скандал тогда разгорелся страшный. Прокуратура начала проверку. А губернатор региона Александр Усс поручил разобраться в ситуации.
К этому времени глава края уже был хорошо знаком с Митволем. В 2019 году компания под руководством Митволя получила подряд на проектирование метро в Красноярске. И здесь начинается самая интересная часть истории.
Поедем на метро?
Митволь становится председателем правления Красноярского треста инженерно-строительных изысканий (АО «КрасноярскТИСИз»). Кстати, по образованию Олег Львович инженер, поэтому удивительного в таком повороте карьеры нет ничего.
Особых конкурентов у компании Митволя в крае не было, поэтому подряд ТИСИз получил без проблем. А его создатель стал активно раздавать интервью местным журналистам и рассказывать, какое сказочное метро он разработает красноярцам. К слову, первые девять станций должны были сделать уже в 2023 году. Обещались беспилотные вагоны и красивые залы. Госконтракт на проектирование был заключен на сумму 955 миллионов рублей (ред. запомним её).
Надо отдать должное, пиариться в Красноярске на теме метро – отличный ход. Проект красноярской подземки так или иначе реанимировали шесть раз! Развитие эта тема получила при мэрстве Петра Пимашкова. Тогда в него вложили больше 1,5 млрд руб. и проект сдвинулся с мертвой точки: вырыли туннели, потом их торжественно открывали и даже предлагали красноярцам вложиться в строительство с помощью лотерейных билетов. Пимашков был единственным, кто хоть как-то двигал эту тему: ездил в Москву, выбивал бюджет, искал варианты удешевления проекта.
Но вскоре тему закопали в прямом смысле слова – все станции были «законсервированы», а на их месте открыли магазины и даже ночной клуб. Метро для Красноярска стало идеей фикс (кто его в итоге построит, точно будет любим и почитаем горожанами). Митволь эту идею и подцепил.
120 миллиардов на подземку
Вернулись к метростроительной теме летом 2021 г. (всё это время ТИСИз что-то там проектировал, а Митволь продолжал уже изредка давать интервью), когда вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил: в Красноярске и Челябинске метро должно быть достроено к 2025 году. На строительство в Красноярске необходимо 120 миллиардов (возведение девяти станций). Проект подземки руки инженеров ТИСИЗа отправили на экспертизу.
С тех пор Олег Львович перестал появляться перед журналистами. А когда его просили прокомментировать, как движется экспертиза, отвечал сухо: «Процесс идет».
Так было до 10 июня, когда появилась информация об аресте Митволя за мошенничество в 900 млн рублей (похожая цифра с той, на которую заключен контракт с ТИСИз, не правда ли?). Говорят, сам Митволь не был удивлен такому раскладу, а его помощница даже утверждала, что это недоразумение и вообще он уже на пути в Турцию для отдыха.
Но региональная прокуратура уже заявила: Митволь в СИЗО до 24 июля.
Наши источники намекнули: не исключено, что Олегу Львовичу сразу предложили сдать своих подельников из краевой администрации (если они вообще были), но тот пока молчит.
Нам же интересна сейчас судьба красноярского метро. Теперь явно ни о каком 2025 годе речи быть не может. Неужели опять 30 лет придется ждать?
Ваш Пётр Фонтаныч