Мы уже рассказывали про диагностику состояния велосипеда и разбирались с обслуживанием втулок колёс. Сегодня перейдем к следующему не менее важному узлу — рулевой колонке.
Если раз в сезон разбирать рулевую, очищать внутренние детали от попавших туда песка и пыли и обновлять смазку, можно избежать многих проблем: скрипа, хруста, рывков при повороте руля, или даже его заклинивания.
Но прежде чем подступиться к переборке рулевой колонки, было бы неплохо понять её устройство и определить, какая именно рулевая стоит на вашем велосипеде. Поэтому мы разделили эту тему на две части. В первой мы погрузимся в теорию и обозначим разновидности рулевых колонок, а во второй расскажем о последовательности действий и всех нюансах обслуживания этого узла.
Для получения более полной картины, посмотрите также наше видео о стандартах рулевых колонок.
Итак, рулевые колонки можно разделить:
По способу соединения узла
- Резьбовая рулевая колонка, Threaded (в народе — «дюймовая», потому что чаще всего в таких рулевых диаметр штока вилки = 1")
— конструкция стягивается сверху конусом, по которому бегают шарики подшипника. Этот конус накручивается на шток вилки по резьбе и сверху фиксируется контргайкой. Вынос руля вставляется внутрь штока вилки и фиксируется распорным конусом.
- Безрезьбовая рулевая колонка, Threadless — конструкция стягивается якорем внутри штока и затяжным болтом, вынос надевается на шток вилки и фиксируется на нём с помощью шестигранных болтов.
По типу расположения подшипников в раме
В резьбовых рулевых колонках подшипники всегда располагаются снаружи рулевого стакана рамы во внешних (выносных) чашках. Безрезьбовые рулевые колонки отличаются по типу расположения подшипников в рулевом стакане и бывают:
- с внешними (выносными) чашками (External Cap - EC) — подшипники располагаются снаружи рулевого стакана рамы во внешних (выносных) чашках. Точно так же, как у резьбовых рулевых колонок. Такие рулевые также называют «неинтегрированными» или «обычными».
- с внутренними чашками или полуинтегрированные (Zero Stack - ZS) — чашки запрессовываются в рулевой стакан рамы, подшипники находятся внутри.
- интегрированные (Integrated System - IS) — чашки вовсе отсутствуют, а их роль выполняет сам рулевой стакан рамы. Интегрированные рулевые колонки могут быть только на промподшипниках.
По типу самих подшипников
В резьбовых рулевых колонках в 99,9% случаев используются насыпные подшипники (шарики с сепаратором или без него), но в природе существуют уникальные резьбовые рулевые на «промах».
В безрезьбовых рулевых колонках подшипники могут быть как насыпными, так и радиально-упорными (промподшипники).
Подробнее про «промы» читайте в статье про обслуживание втулок.
По форме стакана рамы и штока вилки
Рулевые колонки бывают прямые (straight) и конические (tapered). Для переборки данный факт не имеет особого значения, но если вы хотите разобраться в теме, знать об этом будет тоже полезно.
Резьбовая колонка бывает только под прямые стакан и шток. Резьбовую рулевую колонку часто называют просто «дюймовой», потому что диаметр штока вилки для такого стандарта чаще всего равен 1". Очень редко можно встретить резьбовую рулевую колонку с диаметром штока 1 1/8".
Безрезьбовая рулевая колонка может быть:
- прямой, тогда диаметр штока вилки = 1 1/8";
- конической, тогда диаметр штока вилки = 1 1/8" сверху и 1,5" снизу (бывают варианты 1 1/8" на 1 1/4").
Существует также необычный прямой стандарт Cannondale, где шток используется диаметром 1,5" по всей длине.
Конические рулевые имеют повышенную прочность по сравнению с прямыми сразу по трём причинам:
- прочность рамы за счёт большей площади сварного соединения стакана и нижней трубы;
- прочность вилки за счёт большего диаметра штока;
- прочность подшипника за счёт его большего диаметра.
При этом часто встречается небольшая хитрость от производителя велосипедов: в раму с коническим рулевым стаканом устанавливается вилка с прямым штоком. Для этого используется специальное переходное опорное кольцо. Такое решение позволяет сэкономить производителю велосипеда, так как вилки с коническим штоком обычно значительно дороже, чем с прямым.
Конические рулевые колонки могут быть полуинтегрированные (Zero Stack - ZS) или интегрированные (Integrated System - IS).
Отдельно стоит рассказать о рулевых колонках на советских велосипедах. Они всегда резьбовые, но размеры посадочных мест для чашек, диаметр штока, размеры гаек у них чуть больше, чем современные. При этом внутренний диаметр штока (в который вставляется вынос руля), чаще всего дюймовый.
Стандарты рулевых колонок: как подобрать новую
Если вы хотите полностью заменить рулевую колонку, вы должны знать два размера: диаметр рулевого стакана рамы (посадочного места для чашки) и диаметр штока вилки. Их значения можно найти в мануалах на сайте производителя, либо измерить самостоятельно штангенциркулем или линейкой.
Подобрать новую колонку и не запутаться в обозначениях бывает сложно. Не так давно ведущие производители договорились о единой системе обозначения — S.H.I.S. Разберемся с ней на примере. Допустим, вы встретили вот такой код:
EC34/28.6 | EC34/30
или сокращенно: EC34/28.6/30
Что это значит? EC — External Cap т.е. неинтегрированная рулевая колонка, с внешними чашками. В левой части (EC34/28.6) — размеры верхней чашки:
- 34 — внутренний диаметр рулевого стакана, в который вставляется чашка. Код S.H.I.S. для него не является точным измерением. Например, если фактический диаметр отверстия 34,10 мм, его код будет EC34.
- 28.6 — диаметр штока вилки в мм (это шток 1-1/8″).
Правая часть (EC34/30) — параметры нижней чашки соответственно.
Посмотреть таблицы с размерами S.H.I.S. можно здесь.
Итак, закрепим знания!
Выберите вариант, который не может существовать:
- Безрезьбовая колонка с внешними чашками на промах под прямой стакан.
- Резьбовая колонка с внешними чашками на промах под прямой стакан.
- Полуинтегрированная резьбовая колонка на шариках под прямой стакан.
Если вы без труда ответили на этот вопрос, можно переходить к практике, а именно к разбору рулевой колонки. Об этом расскажем в следующей статье.
Сеть магазинов велосипедов, аксессуаров и запчастей: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских: ВелоМастерская.ру
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: