С 1 января 2022 года «Второй оптимизационный пакет» внес изменения в Закон № 44-ФЗ, которые исключили обязанность заказчиков формировать документации при проведении электронных конкурсов и электронных аукционов. Составление документации о закупке теперь требуется только при проведении заказчиком закрытых процедур закупок, а извещение о проведении закупки стало основным закупочным документом. В этой связи возник вопрос о возможности применения к должностным лицам заказчиков тех мер ответственности, которые применялись ранее.
Напомним, что до 1 января 2022 года описание объекта закупки, проект контракта, расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта являлись составной частью документации о закупки. Если заказчик допускал какие-то нарушения в документации, в отношении которых КоАП РФ не предусмотрен отдельный состав административного правонарушения (например, составлял описание объекта закупки не в соответствии с требованиями КТРУ), то такие нарушения классифицировались органами контроля по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), предусматривающей ответственность в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. В настоящее время ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП может быть применена к должностным лицам заказчика только при совершении нарушений в закрытых конкурентных процедурах, а также при проведении запроса котировок.
Сложившая ситуация не должна послужить основой, при которой допускаемые нарушения в электронных конкурсах и аукционах будут оставаться безнаказанными. В этой связи контрольные органы все чаще начинают ссылаться на ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (см, например, Решение Краснодарского УФАС России от 15.02.2022 г. № ВП-28/2022 по делу № 023/06/99-528/2022). Указанная норма предусматривает административный штраф в размере 15 000 рублей за любое размещение в ЕИС информации с нарушением установленных законодательством о контрактной системе требований. Извещение о проведении закупки является непосредственно той информацией, которая размещается в ЕИС, а равно и все приложения к нему. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, является единственно возможным к применению при проведении электронных конкурсов и аукционов. Автор же желает читателю не допускать ошибок, особенно учитывая возросший размер административного штрафа, возможный к применению.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 6 (94), июнь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: