Во всяких мудрых трактатах есть одна важная загвоздка. Это перевод на русский из первоисточника. Не все переводы соответствуют «русскому мышлению». Перевод должен не ОТРАЖАТЬ смысл, а ПЕРЕДАВАТЬ смысл.
В случае с Дао Дэ Цзин надо читать только перевод Ян Хин Шуна. Без вариантов.
Итак, Параграф № 1
«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они (безымянное и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному».
Этот параграф состоит из трех частей, связанных в одно целое.
Первая часть
«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей».
Имена, имена… Слова, слова… Многие так и воспринимают этот параграф один к одному. Дескать, называть, не называть. На самом деле тут речь о другом.
Бог, Пустота, Абсолют, У-цзи, Брахман – это все попытки назвать нечто такое, что словами не назвать. А именно, это то, что стало источником рождения всей Вселенной.
Это некая субстанция, которую мы не можем ни понять, ни осознать, потому что ее нет, но она есть. Этот парадокс связан тем, что в данном этапе эволюции у человека просто нет подходящих представлений и видений в этой сфере.
Эта вещь она обозначается Великим Арканом 1 (Маг) египетского Таро.
Для простоты понимания будем считать, что изначально не было никакой Вселенной, не было Мира. Просто была вот эта некая субстанция, которой не было, потому что ничего кроме нее на свете не было, да и самой субстанции не было, потому что сравнить ее не с чем. Единственное что, данную субстанцию можно увидеть, если смотреть на нее из другой Вселенной.
Что такое имя? Это слово. А что такое слово? Это звуки. А что такое звуки? Это колебания, это волны, которые вызывают колебания, воспринимаемые человеком как звук. Но в субстанции Бога-Пустоты нет колебаний, там вообще ничего нет.
Лао Цзы эту субстанцию называет Дао. И поскольку в Боге-Пусоте-Дао нет звуков, то и назвать эту субстанцию никак нельзя. Эту субстанцию Лао Цзы называет постоянным Дао. Постоянным, потому что в ней нет движений, она вечна и неизменна.
Представьте себе человека, у которого остановилось, замерло сердце, остановилось дыхание, замерла кровь, замерли все метаболические процессы, перестали делиться клетки. Да что там клетки? У него мысли остановились. Вернее замерла и застыла одна единственная мысль. Вот именно такой человек и будет знать, что такое безымянное Дао.
Итак, еще раз. Есть некая субстанция, вечная и неизменная, в ней нет никаких волн и колебаний, нет никаких процессов. Поэтому ее и называют Пустотой. И кроме нее больше ничего в мире не существует. Именно она и называется Безымянное Дао, Постоянное Дао.
Именно об это говорит Лао Цзы: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя».
А вот дальше что-то пошло не так. Представьте себе чистое, прозрачное озеро с идеально гладкой, зеркальной поверхностью. Ни малейшего дуновения ветерка. Идиллия и абсолютный покой. И вдруг на поверхность падает капля. Откуда взялась эта капля, никто не знает. Но она буквально взорвала весь мир. От удара капли о поверхность озера возникло возмущение, колебание. И от него по поверхности озера пошла волна. Пока это одна единственная волна, одно колебание. Но уже больше нет ни покоя , ни безмятежности. Мир пришел в движение.
Вот этот переломный момент, когда в субстанции Боге-Абсолюте-Дао возникает первое колебание, первое возмущение – это и есть Великий Предел Тай цзы, и он обозначается Великим Арканом 2 (Жрица).
Дальше процесс усложняется, волны достигают берега, отражаются, начинают складываться друг с другом, создавая сложную рябь на поверхности озера. И это мир божественный, в нем нет энтропии, нет силы трения. То есть волны уже никогда остановиться не могут. И субстанция Постоянного Дао начинает распадаться на куски.
Далее этот процесс распада стремиться в бесконечность, так и появляется наша Вселенная.
Лао цзы об этом говорит так: «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей». Безымянное есть начало неба и земли – это означает, что Мир возник из субстанции Бога-Пустоты, которая разрушилась на осколки. Обладающее именем - мать всех вещей – это означает, что капля, вызвавшая колебания на поверхности озера, породила множество колебаний, которые и привели к сотворению Мира. А множество колебаний – порождают различные волны-звуки, из которых можно составить слово, и при помощи слова дать имя вещи, которая создает эти колебания-волны.
Множество колебаний – это Аркан 3 (Императица). Вот именно Императрицу и называют матерью всех вещей.
Вот еще такой аналог. Берем кусок льда вечной мерзлоты. Это Бог-отец. Кладем его в казан и ставим на костер. Он тает и превращается в воду – это Великий Предел. Дальше вода закипела и испарилась, превратившись в пар-воздух. Это и есть Бог-Мать. Вот как то так.
Вторая часть
«Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме».
Итак, Бог-отец превращается в Бога-Мать, а Бог-мать создает все вещи. А что такое вещи? Это формы. Вот возьмем хрустальный шар. Поднимем его и уроним на бетонный пол. Он разобьется на осколки. Каждый осколок будет иметь свою форму. Но он все равно остается хрусталем.
Бог-отец – это субстанция, это вещество – Хрусталь. А Бог-мать – это Шар, который упал и разбился на кучу осколков. Хрусталь – это постоянное Дао. А разбитый Шар, его осколки – непостоянное Дао. Непостоянное, потому что осколки могут быть еще раз разбиты и даже перетерты в порошок.
Еще один аналог. Вернемся к котелку со льдом. Итак, лед превратился в воду, вода испарилась в атмосферу. Но затем влага начала конденсироваться, остывать и в результате опять замерзла уже превратившись в кучу снежинок. Каждая снежинка – это тот же исходный кусок льда, который распался на бесчисленные части, и эти части приняли свою форму. Вот именно вот эти вещи в их конечной форме и видит человек, не свободный от страстей. Он не способен видеть в снежинках изначальную вечную мерзлоту.
А что такое страсти? По мере распада Бога-отца количество различных колебаний, частот, волн нарастает в геометрической прогрессии. В смысле их становится до хрена и больше. А это бесконечное количество звуковых волн, и не только звуковых.
Человек все подряд называет словами, в голове у него бесконечно крутятся мысли, эти мысли заставляют его что-то хотеть, к чему-то стремиться. Но всё наталкивается на другие колебания, на других людей. Происходит столкновение волн разных людей, это создает волны и колебания в эмоционально-психической сфере каждого человека. Короче, это дурдом. И в таком, так сказать волновом, штормовом состоянии, человек способен видеть только другие волны, другие шторма, на которые он натыкается. Поэтому Лао цзы и говорит о том, что человек, обуреваемый страстями, способен видеть только вещи с высоким уровнем колебаний и волн, то есть конечное проявление распада Бога-отца, а именно, Мир Материальный.
Свобода от страстей означает выйти и шторма эмоций и успокоить море своей психики. И тогда человек обретает способность видеть волны с низкой частотой колебаний, волны более пологие. Он способен видеть первородные волны Бога-Матери.
Видеть чудесную тайну Дао – это видеть во всем хрусталь, а не осколки, видеть Бога-отца и Бога-мать во всех проявлениях жизни и нашего мира.
А главное, такой человек способен увидеть, что материальный мир управляется и определяется мирами более высоких уровней Дао. Тайна Дао – это разные уровни Дао от Бога-отца до Бога-Матери и до нашей материальной Вселенной.
Третья часть
«Оба они (безымянное и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному».
Собственно, эту тему я уже как бы раскрыл, но повторюсь еще раз. Оба они (безымянное и обладающее именем) одного и того же происхождения, но с разными названиями – это речь идет о том, что все создано из одной субстанции, из Бога-отца. Но при этом, Бог-отец, Бог-мать и Вселенная – это уже разные вещи с разными свойствами.
И тут сквозит великая китайская проблема. Это дуальность. Разделение вещей на две категории –Инь-ЯНь – оно далеко не всегда уместно. Вселенная рождена числом 3, а не числом 2.
Тем не менее. [Переход] от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному – речь идет о том, что нужно уметь двигаться в своем сознании от материальной Вселенной к Богу-отцу, и в обратном направлении. И в этом движении заключены чудесные силы. А именно, магические силы согласно Старшему Аркану 1.
В общем тема такая. Кому такая тема интересна, напишите в комментах, чтобы я понимал, продолжать дальше или нет. А то тема тяжелая, не развлекательная, ее и писать тяжело.
Какие вопросы есть, я отвечу