Образованная в 1907 году немецкая фирма Dual в середине 90-х была на грани очередного банкротства, находясь с 1982 года под крылом не менее известной компании Schneider. В те годы годы это всё ещё было чисто немецкое предприятие, но недолго - в 2001 году все права как на Dual, так и на Schneider, выкупила китайская компания TCL и на этом историю прославленной германской фирмы можно считать законченной. Несмотря на то, что под маркой Dual аппаратура продолжает выпускаться и сейчас, это совсем не тот бренд, что пользовался популярностью в Европе в 60-90-е годы прошлого века.
Чем запомнилась Dual меломанам, так это своими виниловыми проигрывателями. Фирма всегда уделяла им повышенное внимание и несмотря на натиск японских фирм, в этом сегменте Dual очень долго была конкурентоспособной.
Ряд проигрывателей можно считать "классикой жанра", например, 12-килограммовые аппараты Dual Golden Stone (2850 DM) и Silver Stone (2500 DM).
Проигрыватели Dual Golden 1 (1200 DM) и Dual CS 750-1 (800 DM) хоть и не такие солидные и стоят и весят поменьше, но также весьма интересные аппараты.
Разумеется, были у Dual и недорогие модели, например, проигрыватель CS 450 стоил в 1994 году всего 400 марок. Именно виниловым проигрывателям немецкая компания уделяла наиболее пристальное внимание в середине 90-х, предлагая покупателям целых 10 моделей вертушек.
А вот по части другой аппаратуры Dual заметно уступала японским конкурентам. Усилители Dual ничем особым не выделялись, да и звучали весьма посредственно. За усилитель Dual CV 650 RC просили в 1994 году 460 марок, а за CV 600 RC - 430 марок.
Проигрывателей CD в модельном ряду было пять штук, цены начинались от 420 марок и заканчивались на отметке 630 марок. Звучание проигрывателей было достаточно посредственным, механическая часть - от Sanyo, кроме того они были достаточно редкими в России, я могу припомнить только одного обладетеля проигрывателя Dual. И не могу сказать, что сильно счастливого.
Кассетные деки Dual, честно говоря, выглядели не лучше (если не хуже) советских, да и по начинке многим из них проигрывали. Про японские деки и говорить нечего. Двухкассетная дека Dual CC 850 RS стоила 650 марок, а однокассетная Dual CC 800 RS - 450 марок.
А ещё фирма Dual очень любила предлагать покупателям готовые, полноразмерные Hi-Fi центры. В Европе вообще долгие годы практиковался такой подход, этим также грешили Grundig и Philips. С одной стороны не надо ломать голову над подбором компонентов, с другой стороны - никакого простора для творчества.
Само собой, Dual выпускала также и мидисистемы. Правда, ассортимент был достаточно скудным.
За топовую трехполосную акустику Dual CLX 9250 просили 1050 марок. Но была у фирмы акустика и дешевле, причем в большом количестве.
Dual был полноценным производителем электроники и помимо Hi-Fi компонентов выпускал также телевизоры и видеомагнитофоны. Но, как и в случае с мидисистемами, выпускал он их больше "до кучи". По сравнению с японскими компаниями, модельный ряд Dual выглядел, мягко говоря, скромно.
Как мы видим из представленного каталога 1994 года, фирма Dual в середине 90-х годов выглядела относительно неплохо. Особенно по сравнению с теми временами, что ожидали фирму дальше. Эдакий, крепкий европейский середнячок. А если посмотреть на виниловые проигрываатели, то отнюдь не середнячок. Но история Dual уже неумолимо катилась к своему финалу. Менее чем через десять лет, фирма во второй раз в своей истории сменит собственника и, фактически, перестанет существовать. Потому что та аппаратура, которую стали потом выпускать под маркой Dual китайские товарищи - это уже не Dual.